ЧетвергЧт, 25 апреля 19:37 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,51 ▼-0,78 EUR 98,91 ▼-0,65

ЕГЭ: плюсы и минусы Единого государственного экзамена

21 июня 2022 года, 16:22 Тема: ЕГЭ-2022  

Впервые ЕГЭ в России сдавали в 2001 году.

ЕГЭ

Несмотря на то, что школьники еще сдают экзамены и не по всем предметам известны результаты, 20 июня в нижегородских вузах стартовала приемная кампания. Зачисление в учебные заведения происходит по результатам ЕГЭ, которое проводится с 26 мая по 2 июля.

По информации департамента образования Нижнего Новгорода, по состоянию на 16 июня 56 выпускников сдали ЕГЭ на 100 баллов, из них один человек сдал географию на самый высокий балл, четыре школьника — химию и 51 — литературу.

Впервые ЕГЭ провели в 2001 году сразу в пяти российских регионах: Чувашии, Марий Эл, Якутии, Самарской и Ростовской областях. Более 20 лет назад школьники написали первые тесты по восьми учебным дисциплинам. В 2009 году единый государственный экзамен в России стал общенациональным. Несмотря на то, что ЕГЭ привел систему образования к более объективной оценке выпускников, повысил доступность высшего образования, облегчив поступление из регионов, и избавил этап перехода из школы в вуз от коррупции, в обществе растет убеждение, что данный вид экзамена наносит непоправимый вред процессу образования в российских школах.

С момента появления ЕГЭ прошел 21 год, но все еще идут споры о том, действительно ли такой формат лучше классических экзаменов.

Поиск ответа на вопрос «чему и как учить» относится к числу вечных вопросов. В глубокой древности мудрецы и философы искали ответ на этот вопрос. Но сегодня в стремительно меняющемся мире актуальность этого вопроса выросла многократно. Как отмечают некоторые исследователи, в современном мире «жизненный цикл» знаний и навыков очень короток. В специальной литературе приводятся данные, что если в 19 веке объем информации удваивался каждые 50 лет, то в 2020 году объем информации в мире удваивается каждые два месяца. В США, например, используется особая единица измерения устаревания знаний специалиста — «период полураспада компетентности».

Этот термин означает время, в течение которого после окончания вуза в результате устаревания полученных знаний компетентность специалиста снижается на 50%. А это значит, что современная стандартная система образования готовит специалистов прошлого. В свое время американский философ и педагог Джон Дьюи отметил, что «мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера».

Вопросы образования крайне важны для развития любого общества. Хорошо известен факт, что после полета Юрия Гагарина в космос американский президент Джон Кеннеди подчеркнул, что космическую гонку выиграл советский учитель. Система советского образования долгое время служила образцом для всего мира. Да и сегодня известно, что в английских школах преподают точные и естественные науки по переведенным советским учебникам. И это не случайно. Советская школа давала базовые основы научных знаний, которые давали целостное видение окружающего мира, позволяли наращивать знания в систематизированном виде.

Еще одним фактом преимущества советского образования может служить тот факт, что в 60-е — 70-е годы мир учил русский язык, многие слова которого стали интернационализмами. Например, «спутник», «ракета» и ряд других слов вошли во все языки мира без перевода. К великому сожалению, сегодня мы используем чужие языки для познания мира. Не последнюю роль в этом процессе, на мой взгляд, играют издержки современного российского образования. Большие надежды возлагались в образовании на новые технологии и искусственный интеллект. Стали активно возникать и развиваться разные формы образования с широким использованием дистанционных технологий. Однако пандемия, вынудившая целыми школами переходить на обучение в online-формате, выявила множество проблем. Образовательный процесс в начальной и средней школе требует обязательного живого общения педагога и ученика.

Старт нынешней очередной дискуссии по вопросу влияния ЕГЭ на качество обучения, в ноябре прошлого года неожиданно дал глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин, высказавшийся об отмене ЕГЭ. И он не одинок в своем мнении. Многие уверены, что единый государственный экзамен необходимо отменить, потому что он губит образование. Многие социологические опросы показывают, что большинство россиян считают выпускные испытания чистым вредительством.

Негативные издержки преувеличения роли результатов ЕГЭ в жизни и карьере ученика, порождают массу проблем в качестве его образования. Так, например, по свидетельству одного из преподавателей факультета журналистики МГУ, грамотность первокурсников этого факультета, набравших максимальное число балов на ЕГЭ по русскому языку, вызывает порой недоумение. Они делают массу глупейших ошибок на первом же проверочном диктанте. Например, в 2009 году меньше восьми ошибок в письменном тексте делали 18%, а в 2016 — только 4%, и их количество сокращается, утверждает она.

Если в данном ключе рассматривать школьное обучение, то становится совершенно неперспективным подчинение целей обучения успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Эти экзамены были приняты на вооружение, исходя из зарубежного опыта, что само по себе и неплохо. Но нацеленность на тестовую форму усвоения знаний мешает органике национального воспитания и обучения, переключая внимание и усилие всех участников учебного процесса на безусловное выполнение итоговых тестов, игнорируя остальные области знаний и умений, тем самым обедняя культурно-исторический багаж молодых граждан страны. Доказательства этого не раз демонстрировались в СМИ, проявлялись в процессе обучения в вузе, что пагубно отражается на формировании гражданской позиции. Человек, не знающий своих национальных корней, ценностей и приоритетов — суть «Иван, родства не помнящий», которому все равно, где он живет и как живет его страна.

Некая доля справедливости в таких оценках, безусловно, есть. Но из года в год в процесс сдачи ЕГЭ и в содержание его заданий вносятся те изменения, которые постепенно выводят его из простого тестирования по принципу «угадайки» или игры «кто хочет стать миллионером». Все больше вводится вопросов творческого характера, вопросов, требующих знания предмета в целом, а не отдельных тем. Это позволят нейтрализовать часть негативным моментов в процессе проведения ЕГЭ. Хотя вопросов остается немало. И столь большой процент россиян, оценивающих ЕГЭ негативно, свидетельствует о том, что работы в этом направлении у Рособразования еще много.

В то же время, нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что вопреки всем усилиям превратить сдачу ЕГЭ в единственную цель образовательного процесса, который определяет все остальные оценки деятельности школы и педагогов, российские школьники противостоят этим усилиям. Об этом свидетельствуют многочисленные факты успешного участия наших ребят в предметных международных олимпиадах по отдельным предметам. Перечислить всех участников и все олимпиады самого высокого уровня, в которых одерживают победы российские школьники вот уже на протяжении нескольких лет подряд невозможно. Любой желающий может найти эти сведения в открытом доступе.

Отдельно стоит отметить, что среди победителей таких олимпиад немало нижегородских школьников. Например, по результатам 31-ой Международной олимпиады школьников по информатике IOI-2019, сборная России, состоящая из четырех школьников, выиграла четыре золотые медали и заняла первое место в медальном зачете. В самой команде тогда не было нижегородских участников, но одним из тренеров, приведших наших ребят к столь заслуженным победам, был магистрант Высшей школы общей и прикладной физики ННГУ Николай Калинин, который сам в 2013 и 2014 годах стал золотым медалистом IOI.

В 2020 году состязания IBO Challenge, которые из-за пандемии прошли в дистанционном формате, вместо 31‑й Международной биологической олимпиады, выиграла российская сборная из четырех школьников. Одним из обладателей «золота» стал ученик школы №45 Приокского района Нижнего Новгорода Николай Николаев.

В 2021 году абсолютными победителями Международной студенческой олимпиады по программированию ICPC стали студенты Университета им. Н.Лобачевского. Это единственная команда, решившая 12 задач, причем два решения студенты сдали первыми. В состав команды, напомним, вошли Николай Калинин, Алексей Данилюк и Валерия Рябчикова.

Справедливости ради, необходимо заметить, что неизвестно, помог ли им выиграть эти соревнования ЕГЭ, но точно известно, что не помешал. Также следует добавить, что в успехе этих ребят ведущую роль сыграли университеты, которые активно работают с учащимися нижегородских школ и на ранних стадиях отбирают наиболее талантливых и стремящихся к знаниям учеников. Таким образом, система образования, по определению является комплексной и сложной системой взаимосвязанных элементов — школа, вуз, аспирантура. Сегодня российской экономике как никогда нужны квалифицированные инженеры, математики, IT-специалисты. По данным Рособрнадзора, большинство сдававших в 2022 году ЕГЭ по профильной математике, получили баллы, с которыми могут претендовать на поступление в вузы на инженерные, технические, математические направления.

Это вселяет надежду.

Всю актуальную информацию о ЕГЭ-2022 можно прочитать здесь.

Автор: Александр Суханов



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Важно
Опубликован график отключения горячей воды в Нижнем Новгороде
Первые отключения начнутся в мае.
Спорт
Определены победители первого этапа конкурса «Наш «Пари НН»
Задания следующего этапа конкурса будут опубликованы 1 мая.
Происшествия
Секрет реставрации старинных наличников раскрыли в Нижнем Новгороде
ИА «Время Н» узнало, как работает Школа реставрации в технопарке «Нижполиграф».
Культура
Валерия Горбунова — о творческом пути
Она дала интервью «Волге 24».