Нижегородская промышленность обретает новую жизнь
24 февраля 2021 года, 11:11
Структура промышленного производства в Нижнем Новгороде изменилась с советских времен.

В годы советской власти Нижний Новгород сложился как крупный промышленный и научный центр страны. Основу промышленности города в силу ряда исторических причин составляли предприятия военно-промышленного комплекса. До 1992 года доля объема промышленного производства этих предприятий составляла более 50% от общего объема производства промышленности города. Традиционно для экономики Советского Союза нижегородские предприятия были тесно связаны с множеством смежных поставщиков, находившихся во всех регионах страны.
Именно поэтому, когда в 1991 году не стало СССР, фактически одномоментно нарушились связи с поставщиками, оказавшимися за границей государства. Срыв поставок и договорных обязательств нарушил ритм работы предприятий, привел не только к спаду производства, но и к невозможности выпускать некоторые виды продукции, требующих определенных комплектующих, которые на территории России не производились. Одновременно, в силу целого ряда политических причин, прекратилось финансирование оборонных заказов. У нового государства не было финансовых средств. А зарубежные «партнеры» предлагали кредиты только на условиях закрытия оборонных проектов и уничтожения уже произведенных вооружений.
Параллельно был начат процесс акционирования промышленных предприятий с целью передачи их в частные руки. Остановившиеся предприятия утратили свою настоящую стоимость и были приватизированы фактически за бесценок. Смена собственников, поиск новых возможностей для работы приобретенных предприятий породили экономический хаос. Спад производства в 1991—1996 гг. г. затронул все отрасли промышленности города Нижнего Новгорода, в том числе бюджетообразующие: машиностроение, судостроительную, радиопромышленность и промышленность средств связи, электронную, а также и другие отрасли. Например, спад промышленного производства в Нижнем Новгороде, по данным Росстата с 1991 по 1996 год, в производстве судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств составил 91,8%, в производстве аппаратуры для радио, телевидения и связи — 87,8%, в производстве машин и оборудования — 69,7%. Перечень можно продолжать. Но и приведенные цифры показывают, что в 90-годы промышленное производство города было практически уничтожено. Начавшийся после 1996 года процесс восстановления промышленных предприятий, в 1998 году попал под удар известных событий в августе 1998 года.
В результате целый ряд крупных известных на всю Россию промышленных предприятий прекратили существование. В целом число крупных и средних предприятий к 1998 году сократилось со 158 до 140. Среди закрытых предприятий можно назвать: Нижегородский мукомольный завод (Экспонент), Нижегородский металлургический завод (НМЗ), Нижегородский завод испытательного и технологического оборудования (НЗИТО), Завод фрезерных станков (ЗФС), Нижегородский деревообрабатывающий завод (НДОЗ), Нижегородская швейная фабрика Маяк (Маяк), Кондитерская фабрика 1 Мая (1 Мая).
Эти факты, традиционно и не без оснований рассматриваются специалистами как преимущественно негативные, относящиеся к разряду мер, приведших к ликвидации целых отраслей советской промышленности. Одновременно эти меры обеспечили условия для комфортного выхода на постсоветский рынок западных производителей. Все это так. Мы сегодня восстанавливаем пассажирское авиастроение, производство судов на подводных крыльях, производство туристических теплоходов, производство экранопланов. Крайне сложно вновь завоевывать рынок легковых автомобилей.
Хотелось бы обратить внимание на одно обстоятельство, которое во многом определяет темпы и качество промышленного развития. Историки давно обратили внимание на интересный факт. Революционные скачки в промышленном производстве часто связаны с необходимостью восстановления разрушенной экономики. В 1945 году побежденная фашистская Германия часть причитающейся нам контрибуции выплатила оборудованием и станками своих военных производств. Но это было оборудование довоенное. К 1945 году оно технологически устарело. Однако для советской промышленности это было в целом развитием технологий и помогло в восстановлении разрушенного народного хозяйства.
А дальше произошло то, что и должно было произойти. Германия восстанавливала свою экономику, получая новейшую технику и оборудование из США. Тем самым, вывела свою экономику на уровень 40−50-х годов. В Советском Союзе оказалась техника довоенного производства. И в силу советской плановой системы, эти технологии оказались законсервированы на целые десятилетия. Так, например, на ГАЗе в начале 90-х годов на некоторых производственных участках оставались станки, поставленные там еще в период строительства завода в 1932 году. Плановики тормозили выделение средств на списание старого и приобретение нового оборудования. Продукция, производимая на таком оборудовании, в основном гражданского потребления, не могла конкурировать с товарами зарубежного производства. Вот почему сегодня большинство наших сограждан ездят на машинах импортных марок.
Вот поэтому «расчистка» производственных площадок, быстрое и массовое приобретение современного оборудования и современных технологий, позволили в последние 20 лет не только восстановить промышленный потенциал города, но и продвинуться далеко вперед. Одновременно удалось преодолеть определенную однобокость в структуре промышленного производства города. Так, в 1998 году доля машиностроения и металлообработки составляла 78%, а доля пищевой промышленности — 13,4%. На все остальные отрасли приходилось менее 9%.
Сегодня мы видим уже другую структуру промышленного производства в Нижнем Новгороде. Растет доля производства товаров народного потребления и бытового назначения, растет доля малого бизнеса и объем сферы услуг. Растут объемы оборонных заказов.
Нижний Новгород — один из центров российских информационных технологий. В этой области представлены такие компании, как Intel, центры компетенций и разработок десятка зарубежных IT-кампаний, в том числе таких, как SAP, Mail.ru, Яндекс, Huawei, MERA, МФИ Софт и др.
Сегодня в городе работает 140 средних и крупных предприятий — они относятся к 12 отраслям. В городе работают 14 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, которые обслуживают потребности промышленных предприятий. На предприятиях занято около 220 тысяч работающих, что составляет 47% от общей численности, работающих в городе. По объему отгрузки продукции обрабатывающих предприятий Нижегородская область занимает 2 место в Приволжском федеральном округе, а среди регионов России — седьмое (по данным за январь-сентябрь 2019 года).
Нижегородская область имеет связи с партнерами из более 140 стран. Нижний Новгород является весьма привлекательным для российских и зарубежных инвесторов.
Ветераны нижегородской промышленности также находят новые рынки и ниши для своей продукции. Так «Горьковский автозавод» монополизировал рынок коммерческих и специальных автомобилей на базе семейства «Газелей». Завод «Красное Сормово» строит современные гражданские суда, нефтеналивные танкеры и сухогрузные теплоходы, а также надводные суда и дизельные подводные лодки для ВМФ РФ и на экспорт. «Судостроительный завод «Волга» специализируется в области строительства высокоскоростных судов (на воздушной подушке, на воздушной каверне) различного назначения. «Гидромаш» является ведущим предприятием по производству шасси, гидроцилиндров и гидроаппаратов для всех типов летальных аппаратов. Предприятие обеспечивает около 80% потребностей всех авиазаводов страны в шасси для самолетов и 100% - в шасси для вертолетов.
Одним из основных драйверов региональной промышленности стали предприятия химии и нефтехимии. Успешно работают биохимический холдинг «Оргхим», АО «СИБУР-Нефтехим», ООО «СИБУР-Кстово», ООО «Завод синтанолов», ООО «Синтез ОКА», ООО «Корунд».
В заключение можно отметить, что нижегородский регион в целом успешно преодолел последствия кардинальной ломки советской экономики и вновь занял достойное место среди самых развитых промышленных центров страны.
Автор: Александр Суханов