Промысловый флот возрождается в Нижегородской области
23 июля 2025 года, 14:11

Российский агропром по темпам роста производительности труда лидирует среди других отраслей экономики. Растут и показатели рыбохозяйственного комплекса страны. В 2025 году российские рыбаки добыли более 2,6 млн тонн водных биоресурсов. Только в исключительных экономических зонах иностранных государств, конвенционных районах и открытой части мирового океана российский флот добыл 292,2 тысяч тонн водных биоресурсов, прибавив к прошлогоднему показателю свыше 13%.
Среди новых мер поддержки — усовершенствование правил строительства судов-краболовов. Отрасль рыбопромыслового судостроения сейчас на подъёме, в том числе благодаря глубокой модернизации производства. Механизм «квот под киль» перезапустил процесс создания российского промыслового флота. А принятые правительством России новые поправки позволят оперативно реагировать на изменение ситуации: в случае выхода из проектов судостроительных компаний или инвесторов, не теряя темпа, подключать других участников для своевременного завершения строительства новых судов-краболовов.
Один из выгодоприобретателей такого подхода — Нижегородская область, где производят краболовные суда для всей страны.
Так, завод «Красное Сормово» спустил на воду второй краболов-процессор проекта КСП01 «Кильдин». Осенью он будет передан заказчику. Первый краболов «Вайгач» спустили на воду еще в июле 2022 года. В ноябре 2024 года он вышел на свой первый промысел в Баренцевом море.
Такие суда полного цикла ранее в России не строились. Краболов-процессор — это настоящий завод на воде: вся продукция перерабатывается и замораживается на месте, что позволяет сохранить ценные свойства краба. За сутки можно переработать до 60 тонн морского деликатеса. При этом автономность плавания составляет 50 суток, продукцию передают прямо в море, не пришвартовываясь к берегу.
Краболовные суда заложены и на Окской судоверфи. Контракты на шесть краболовов проекта ССа5712LS были подписаны в апреле 2024 года. Стоимость судов оценивается в 16,5 млрд рублей. Суда предназначены для добычи и перевозки живого краба. Заказчик получит суда поэтапно, в 2027—2028 годах.
«Суда для добычи краба в России после долгого перерыва активно начали строить несколько лет назад, с ведением федеральной инвестиционной программы „квоты под киль“. Так, строительство краболовов на заводе „Красное Сормово“ ведется в рамках именно этой программы. Это серьезно ускорило строительство и введение в эксплуатацию современных краболовных судов. Такие суда повышают эффективности промысла, обеспечивают высокую сохранность живой продукции. Проект новых судов предусматривает более комфортные и безопасные условия труда для экипажей», — отметил декан факультета управления НИУ Президентской академии Евгений Егоров.