Эксперт Кащинин рассказал, как защитить пожилых родственников от кибермошенников
7 октября 2025 года, 12:08
Пенсионеры часто становятся жертвой преступников, которые пользуются отсутствием знаний о цифровых технологиях.
Почти ежедневно в новостях появляется информация о том, как обманутые мошенниками пожилые люди теряют свои накопления или берут кредиты. Специалист по кибербезопасности Виталий Кащинин в беседе с sovainfo.ru рассказал, как обезопасить своих родных от этой угрозы.
Пожилые люди — одна из наиболее уязвимых категорий населения, которые становятся жертвой мошенников из-за низкой осведомленности о современных технологиях. Пользуясь их добротой, желанием помочь и страхом, преступники могут вызвать панику у пожилого человека и заставить действовать в своих интересах.
Виталий Кащинин объяснил: мошенники используют широкий спектр тактик. От звонков от «службы безопасности банка», «сотрудников полиции», «Социального фонда», сообщений о «выигрыше в лотерею», предложений сомнительных «медицинских услуг» до знакомой многим схемы «ваш родственник попал в беду».
Однако специалист по кибербезопасности напомнил, что защита пожилых начинается с открытого и регулярного общения. Главная задача — стать для них надежным партнером и источником проверенной информации.
«Важно проводить беседы с незащищенными родными. Напоминать им, что главное правило — всегда перепроверять информацию. Объяснить, что, если им звонят из банка или госучреждения и требуют немедленно совершить какие-либо действия или сообщить данные карты, пароли, коды из СМС — это мошенники. Настоящие сотрудники никогда не попросят такую информацию по телефону», — сказал эксперт.
Специалист также добавил, что важно помочь пожилым родственникам настроить их устройства. Убедиться, что на компьютере установлен антивирус, а на смартфоне — блокировщик спам-звонков. Нужно объяснить им, что нельзя переходить по незнакомым ссылкам и что сообщения из серии: «мама, у меня новый номер, срочно нужны деньги» — это почти всегда обман. Роль семьи здесь ключевая. Необходимо не просто сказать дежурную фразу «будь осторожен», а регулярно обсуждать новые виды мошенничества и быть на связи.