Нижегородскому бизнесу рекомендовали закладывать консервативный сценарий развития
28 ноября 2025 года, 11:11
Предпринимателям рассказали о нюансах кредитно-денежной политики Банка России.
Экономика России и Нижегородской области в предыдущие годы чувствовала себя довольно уверенно. Однако сейчас всё чаще говорят о кризисных явлениях. Чего ждать в 2026 году? Эта тема обсуждалась в Торгово-промышленной палате Нижегородской области 27 ноября.
Эффект высокой базы
Как отметила заместитель начальника Волго-Вятского главного управления (ВВГУ) Банка России Екатерина Богопольская, ситуация в разных отраслях как никогда неоднородная.
«Мы постепенно выходим из состояния сильного перегрева и возвращаемся к своим сбалансированным темпам экономического роста, — отметила она. — Темпы стали более сдержанными, потому что производственные возможности компаний ограничены. Они адаптируются к достаточно активному спросу, но благодаря денежно-кредитной политике динамика спроса стала более сдержанной».
В стране и регионе сегодня существует дефицит свободных физических ресурсов (труд, капитал, оборудование, транспорт). Тем не менее, темпы роста ВВП остаются положительными: во втором квартале он был на уровне 1,1%.
«Как правило, очень высокие темпы характерны либо восстановительного роста, либо уникальных ситуаций, например, когда экономика получила дополнительный импульс в связи с внешними ограничениями», — пояснила Екатерина Богопольская.
По ее мнению, прошлый, 2024 год, был годом высокой экономической активности — это эффект высокой базы. Расти дальше такими темпами становится очень сложно.
Зачем тормозить спрос?
Наиболее беспокойство предпринимателей сегодня вызывает высокая ключевая ставка и, соответственно, высокие процентные ставки по кредитам. Банк России же удержанием высокой ставки борется с инфляцией и «притормаживает спрос».
«Мы направлены на замедление кредитования и увеличение привлекательности сбережений. Чтобы в тот период, когда ключевая ставка высокая, бизнес нарастил производственные возможности под новый спрос. Мы притормаживаем спрос, чтобы дать возможность бизнесу подстроиться», — говорит Богопольская.
У предпринимателей, впрочем, своя правда.
«Вы говорили, что рост экономики был стремительным, а сейчас вы пытаетесь его тормозить. А что делать предприятиям, которые на ходу того роста и большого спроса брали кредиты, покупали станки и оборудование, которое сегодня простаивает?» — спрашивает вопрос предприниматель Дмитрий Персонов.
Ответ Банка Росси на это прост: никто не гарантировал, что высокий уровень роста будет стабильно высоким всегда. Также никто не гарантировал, что льготная ипотека в строительной отрасли, стимулировавшая рост, останется таковой вечно. По мнению руководства ЦБ, предпринимателям в свои бизнес-планы нужно было изначально закладывать консервативный сценарий, когда уйдет льготная ипотека и спрос населения уменьшится.
Снижение ставки — не выход
Что же делать в этой ситуации бизнесу? Жесткая денежно-кредитная политика — это, кроме всего прочего, возможность для предпринимателей привлекать средства не через кредиты, а на фондовом рынке. Так живет весь мир. А само по себе снижение ключевой ставки — не выход. Потому что высокая ставка — это, по сути, меньшее из зол, которое выбирает Банк России в сложившейся экономической ситуации.
«Если мы сейчас снизим ставку, цены вырастут многократно. Если ключевая ставка будет неадекватна темпам роста цен, банки все равно вам не дадут дешевых кредитов. Потому что банки работают точно так же, исходя из экономических условий», — резюмировала Екатерина Богопольская.
В апреле следующего года предприниматели и представители Банка России договорились снова встретиться и обменяться мнениями по злободневным экономическим вопросам.
Автор: Виктор Васильев