«Максим Горький многогранен как художник и многолик как человек» — В. Шанцев
28 марта 2008 года, 08:30
«Среди писателей, которые объективно оказали значительное влияние на духовное развитие общества, одно из ведущих мест, без сомнения, принадлежит Алексею Максимовичу Горькому. Я уж не говорю о земляках-нижегородцах: для них Горький — это особое культурное достояние.
Приехал я работать в Нижний Новгород из Москвы уже сложившимся человеком, с большим жизненным опытом. Но, как и Алеша Пешков, в свое время я появился на свет и рос в трудовой семье. Подобно ему еще в раннем возрасте прошел свои „университеты“. К творчеству Максима Горького — писателя, поэта, драматурга — я приобщился с детства. В школе — мы, мальчишки и девчонки, — разучивали и декламировали его „Песню о Буревестнике“ и „Песню о Соколе“. Строки, выученные в детстве, — „Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный“ или „Безумству храбрых поем мы песню“!
Потом была трилогия Горького — „Детство“, „В людях“ и „Мои университеты“. Разве могла нас, школьников, росших в трудное время, оставить равнодушными волнующая история детства Алеши Пешкова, прошедшего через столько испытаний! На примере своего становления писатель уже тогда учил многих из наших сверстников как, несмотря на все обиды и разочарования, не потерять любовь и веру в человека. Как прав был Лев Толстой, когда, слушая при их встречах рассказы Горького, говорил: „Вы все-таки добрый, имея право быть злым“. Мне же, до семи лет росшему у любимой бабушки в деревне, особенно дорог был образ бабушки автора — Акулины Ивановны Кашириной, балахнинской кружевницы, женщины прекрасной души. На мой взгляд, правы литературоведы, считающие этот образ одним из самых возвышенных женских образов в русской литературе. А как трогательна история с Цыганком, когда он во время порки Алеши дедом подставлял под кнут свою руку, чтобы облегчить страдания мальчика.
Именно из автобиографических повестей и ранних рассказов Горького я впервые познакомился с Нижним Новгородом, его жизнью конца XIX века. Только благодаря книгам Алексея Максимовича нижегородский край уже навсегда вписан золотыми буквами в историю всемирной литературы.
И в наши дни Горький снова актуален. Как гуманист он в своих произведениях всей силой своего дарования неизменно бичевал грязь, хамство и гнусность в человеческих отношениях. Кстати, пролетарский писатель, как его многие называют, не щадил в своих книгах и рабочих людей, обличал неизжитую еще бездуховность, все подлое и приниженное. Говоря словами самого писателя, „эта живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной… Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе — человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение нами к жизни светлой, человеческой“.
Максим Горький многогранен как художник и многолик как человек. Его книги помогли мне понять красоту труда и души простого человека, научили жить по совести, верить в то, что многое и в наши дни зависит от тебя самого, от твоей нравственной стойкости, желания и умения достигать поставленной цели.
Мне всегда нравилось то, что Горький в своих произведениях утверждал, по его же словам, „бытие как деяние, как творчество“, и осуждал жизнь как пассивное подчинение ходу вещей, как отказ от творчества и борьбы.
Без малого сто лет тому назад в одной из своих статей Горький сокрушался, что сами современные писатели повинны в утрате русской литературой ее социально-педагогического значения — „в погоне за славою и вниманием они перешли границу допустимого и утратили тот этический аристократизм, который еще недавно резко отделял их от улицы“. Сам он в своем творчестве никогда не опускался до „уличного“ уровня.
Он никогда не был апологетом того или иного режима. При всех сложностях писатель всегда поднимал свой голос в защиту человека, особенно — интеллигенции. И никогда ни перед кем не заискивал, в том числе включая и самого Сталина. Он всегда оставался художником в высшем смысле этого слова.
С одержимостью фанатика Максим Горький верил в чудо преображения человека и жизни. Хотя и знал, что это случится не враз, не вдруг, но, так он считал, в очень скором времени. Сказка? Утопия? Ошибка? Может быть, и так. Но отчего же его размышления на этот счет — прозаика и публициста — читаются и сегодня взахлеб, от строки до строки. Наверное, оттого, что его мечты вырастали из недр жизни, а видел он современную ему действительность без всяких прикрас, какая она есть, в том числе и послеоктябрьскую, с её трагическими потрясениями.
Мы знаем, что и сегодня нападкам на Россию, на российский народ несть числа. Так было и в те времена, когда творил Горький. Эликсиром его творчества было убеждение в том, что „Россия — народ героев“. Он и сам был человеком подвига. В суровые времена, когда, по его же словам, „серьезно думать о литературе было некогда, на первом плане стояла политика“, он спас честь, достоинство и самую жизнь литературы, искусства, науки, поднял свой авторитетный голос в защиту лучших писателей.
Мало кто знает из обычных читателей, что он неоднократно выдвигался на Нобелевскую премию. Но так получилось, что главную премию — всемирную известность — ему дало само цивилизованное человечество.
Максим Горький для меня значит многое. Став губернатором Нижегородской области, я и самого Горького, и этот рабочий край открыл и продолжаю открывать для себя заново. Мне кажется, у здешних людей в крови, уже на генном уровне желание свято служить Отечеству. Они как бы рождаются государственниками. Наиболее ярко это проявилось в начале ХVII века, в Смутное время, когда нижегородское ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского фактически спасло российскую государственность от исчезновения. С тех пор нижегородская земля дала России и всему миру немало легендарных личностей: патриарха Никона и протопопа Аввакума, механика Кулибина, математика Лобачевского, летчика Чкалова… И кончено же — писателя Максима Горького, все творчество которого неизменно подпитывалось живыми наблюдениями, почерпнутыми на нашей волжской земле.
Нерасторжима связь великого писателя с нашим нижегородским краем, который Алексей Максимович никогда не забывал и которому всегда старался протянуть руку сыновней помощи. Мы гордимся, что наша прекрасная и древняя земля дала ему и поэтическую силу, и цельные, впечатляющие образы, которые продолжают жить на языках многих и многих народов мира. Волга вспоила Горького, и он в своих произведениях благодарно возвеличивает и главную русскую реку, и нашу, может быть, не такую яркую, но удивительно притягательную, человечную природу, и саму русскую судьбу. Ибо что такое Нижегородчина, как не душа России?!
Горький подобен великим событиям жизни, его произведения — это пласты, которые еще разрабатывать и разрабатывать. Это делает его творчество началом, откуда видно во все концы света. Он не любил говорить о литературе как о профессии. Он понимал работу как сумму всего живого для живых, он знал дело жизни, став блестящим мастером этого своего сокровенного дела.
Разумеется, каждое поколение соотечественников воспринимало художника слова
Я поистине завидую тем молодым читателям, кто в эти юбилейные горьковские дни, возможно, впервые откроет для себя этого замечательного писателя. И хочу пожелать не только нижегородцам, но и всем тем, кто радуется новому, еще одному возвращению Максима Горького к родному народу обретения душевной стойкости на нашем общем пути к возрождению России!
Уроки Горького не устарели, они снова ждут своих учеников».
Автор: Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев