Более 90% россиян считают, что государство должно субсидировать железнодорожные перевозки
25 октября 2012 года, 09:45
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос об отношении россиян к вопросу государственного участия в развитии и поддержке железнодорожных перевозок. Об этом сообщает служба корпоративных коммуникаций ГЖД.
Согласно данным опроса, 91% россиян придерживаются мнения о том, что государство должно субсидировать железнодорожные перевозки — то есть выделять перевозчикам средства из бюджета. В том числе, половина опрошенных (52%) считают, что субсидии должны предоставляться для всех категорий граждан (вне зависимости от их возраста и уровня социальной защищенности).
49% россиян совершали поездки на железнодорожном транспорте за последние 2 года, среди них треть опрошенных (31%) пользовалась пригородными электричками. Поезда дальнего следования были востребованы среди каждого пятого опрошенного (19%). Поездки на высокоскоростных поездах («Сапсан» и «Аллегро») и аэроэкспрессах совершали по 1% респондентов соответственно.
По итогам социологического исследования, стоимость проезда оценивается как приемлемая или скорее приемлемая. Об этом сообщили 46% пользователей пригородного сообщения и 38% пользователей междугороднего сообщения.
В то же время именно стоимость билетов является ключевым фактором отказа от поездок: 64% респондентов готовы отказаться от железнодорожного транспорта в пользу более дешевого. Второе немаловажное условие выбора другого вида транспорта — скорость поездки (30% выбрали бы более быстрый вариант). Также в тройке значимых причин отказа от поездов — безопасность (22% опрошенных предпочли бы путешествовать более безопасным способом). Участники опроса указывали также такие возможные условия отказа от использования железной дороги, как более комфортабельные виды транспорта (15%), более удобная сеть маршрутов (10%), более удобное расписание (8%) и др.
Участие во всероссийском опросе ВЦИОМ приняли 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Опрос был проведен 13−14 октября, статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Согласно основным направлениям бюджетной политики на 2013−2015 годы, размещенным на сайте Минфина, с 1 января 2013 года планируется отказаться от государственной поддержки льготного проезда учащихся в пригородном сообщении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 1163). Это удвоит стоимость проезда для учащихся. На сегодняшний день федеральный бюджет выделяет регионам средства, и учащиеся получают возможность приобретения проездных документов со скидкой 50% в период с 1 сентября по 15 июня.
Напомним, федеральное правительство софинансирует траты субъектов РФ за счет федеральной субсидии в следующем соотношении: 95% погашается за счет федерального бюджета и 5% - за счет регионального. В текущем году федеральным бюджетом предусмотрены субсидии на перевозку студентов и школьников в пригородном пассажирском сообщении в размере 2,1 млрд рублей. Всего в 2011 году в пригородном сообщении было перевезено 64,4 млн учащихся, что на 1,3% больше, чем в 2010 году. За 1 полугодие 2012 года в пригородном сообщении перевезено около 37 млн учащихся, что соответствует количеству учащихся, перевезенных пригородными поездами в 1 полугодии 2011 года.
В случае, если Министерство финансов РФ примет решение отказаться с 2013 года от реализации государственной поддержки льготного проезда учащихся из средств федерального бюджета, считается возможным предоставление льгот либо субъектами РФ, либо перевозчиками. Однако ввиду ограниченности региональных бюджетов и ввиду того, что деятельность большинства ППК убыточна, в настоящее время эта возможность считается сомнительной.