Михаил Канавцев: «Стандарт клипового мышления формирует разобщенное общество»
6 июня 2025 года, 11:34 Тема: ЦИПР — 2025
Алгоритмы, существующие стандарты и тренды в медиа, влияние клипового мышления, внедрение искусственного интеллекта в медиасферу и противодействие дезинформации — об этом и другом поговорили с проректором по медиаобразованию Мастерской управления «Сенеж», руководителем «Мастерской новых медиа» Михаилом Канавцевым в рамках первого «Глобального цифрового форума» (6+) в Нижнем Новгороде.

Фото: пресс-служба образовательной программы «Мастерская новых медиа»
— Пару лет назад Вы говорили, что все медийщики в нашей стране работают по западным стандартам. Это все еще так?
— Стоит сказать, что всегда есть исключения из правил. Конечно, понятно, что доминирует стандарт. Люди создают кликбейтный контент, продолжают бегать за «горячими» новостями, просто информировать — не понимают, как медиа влияют. То есть как бы реализуют стратегию вторых стран в медиа: когда ты не формируешь повестку, а лишь отражаешь то, что закладывают другие. Это осталось.
— Что изменилось?
— Возникли некоторые «точки силы», запросы у отдельных групп на пересборку. Это не значит, что появляется стратегия или новые принципы работы. Где-то этот процесс связан с внедрением новых технологий. Многие наши выпускники уже пересобирают свои редакции, доверяя часть бизнес-процессов нейронке. Они опираются на новые знания, полученные в Мастерской, а также на работу на хакатонах, в командах экспертов со всей страны.
— Искусственный интеллект в медиа — это инструмент?
— Это новая реальность. Нейронка — это акселератор, усилитель существующей действительности, к работе с которым крайне важно относиться с особым вниманием.
— Клиповое мышление — что это такое?
— Для стран второго и третьего мира свойственен «эндорфиновый» контент. Он всегда многократно воздействует на мозг, возбуждает нервную систему. По сути, это привело к тому, что мышление стало не процессным, а дискретным. Когда человек перевозбужден, он не может глубоко думать. Продолжительное воздействие такого контента, если говорить в перспективе, приводит к информационной контузии. Рилсы, листание ленты — все это усиливает клиповое мышление.
— Какие риски это несет?
— Это, конечно, не совсем здоровая ситуация. Клиповое мышление фиксируется у большинства из тех, кто сидит в телефоне более 4−5 часов в день. Это может быть депутат, крупный бизнесмен, школьник, мама в декрете. Люди не понимают, как перейти из этого режима «перевозбуждения» в спокойное состояние. Клиповое мышление находится часто в слепой зоне. Пользователи не могут адекватно оценивать информацию, на них становится легко влиять. В критериях оценки информации перестают работать ценности.
Дело в том, что ценности — это низкочастотный процесс, спокойный. Стандарт клипового мышления формирует разобщенное общество.
— Можно ли на это повлиять?
— Сейчас в определенных слоях появляется мода на «медленный контент». Люди хотят иногда послушать спокойную музыку, посмотреть на картинку, которая не меняется. Это попытка найти в контенте «замедление».
— Современные детские мультфильмы — яркие, громкие, быстрые. И они формируют клиповое мышление?
— То, как детей нужно впускать в контент, это отдельная история. До трех лет ничего спорного, резкого, яркого малышам из контента давать нельзя. Приучая их раньше времени к тому, что легко усваивается, будет затруднительно переключить их на то, что сложно.
Надо начинать с пастельных цветов, мягких движений. После семи лет только можно отпускать детей в «самостоятельное плавание», когда уже заложена система стереотипов.
— В рамках форума Вы участвовали в сессии про фактчекинг и вместе с другими спикерами говорили о методах борьбы с дезинформацией в цифровую эпоху. Насколько эта тема сейчас актуальна?
— Очень много слепых зон в сегодняшнем информационном мире. Некоторые слишком критичны становятся. Одна из них — то, как контент сегодня способен обмануть, создать иллюзию, которая будет определять поведение людей. Мы с коллегами, например, разбирали то, как выстроить систему противостояния киберугрозам, связанным с дезинформацией. Сегодня над этими задачами работают крупные структуры с большими бюджетами.
Автор: Наталья Малюгина