СубботаСб, 13 сентября 15:52 16+
Сейчас  °C
USD$ 84,38 ▼-1,28 EUR 99,33 ▼-0,41

«Губернатор является весомой политической фигурой, которая обладает наибольшими ресурсами регионального политического управления», — политолог А. Дахин

11 декабря 2006 года, 16:17 Тема: ЭКСПЕРТЫ О РАБОТЕ ГУБЕРНАТОРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ  

Интервью с политологом Андреем Дахиным об итогах работы губернатора и правительства Нижегородской области в 2006 году

-Андрей Васильевич, как вы оцениваете работу губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева в течение 2006 года?

-Есть несколько аспектов оценки. Первое условно можно назвать настройкой административной машины, потому что целый год практически потребовалось на то, чтобы перенастроить скорость работы аппарата региональной власти на тот режим, который, видимо, более привычен новому губернатору. Работа эта довольно сложная, но, видимо, в техническом плане она в основном завершена. Второе, что необходимо отметить, это существенное перераспределение ресурсов политического влияния, которое произошло в регионе в пользу губернатора. То есть теперь вполне определенно можно говорить, что губернатор является наиболее весомой политической фигурой, которая обладает наибольшими ресурсами регионального политического управления. Единственным противовесом ему может быть полпред или фигура нового областного прокурора. Но политические ресурсы все-таки перераспределены в пользу губернатора. Я имею в виду, это новые назначенцы в Совет Федерации от Нижегородской области, это новая расстановка сил внутри Областного Законодательного Собрания, это новая расстановка сил внутри региональной партии «Единая Россия».

Третье — это обозначение вектора в отношении региональных проблем. Здесь, на мой взгляд, есть две вещи. Одна, определенно обнадеживающая, позитивная, состоит в том, что в регион стали привлекаться более интенсивные, более крупные инвестиционные ресурсы. То есть по таким финансовым показателям, инвестиционным, конечно, можно говорить о росте. Вторая сторона — это то, каков конечный результат этих инвестиций. Здесь, на мой взгляд, обозначилось проблемное поле. Суть в том, что из тех действий, которые имеют какой-то конечный результат, пока не видно, чтобы действия губернатора были направлены на улучшение качества жизни в регионе. То есть объемные инвестиции есть, но улучшения качества жизни и механизма, который улучшает качество жизни, пока не видно. Безусловно, надо сказать, что с приходом Шанцева внимание к области усилилось.

-Каковы самые важные, на Ваш взгляд, решения губернатора за этот период?

-С точки зрения решений, которые структурно поменяли ситуацию в регионе, я бы назвал, прежде всего, резонансный закон о земельных отношениях в регионе, как наиболее значимый для происходящих в регионе событий. Есть две стороны у этого закона. С одной стороны, понятно стремление губернатора контролировать, быть в курсе процессов распределения земельных участков под инвестиционные проекты. А с другой стороны, та технологическая основа, которая принята губернатором для исполнения и реализации этого закона, не свободна от критических аспектов. Думаю, как будет развиваться ситуация, будет видно уже в следующем году.

-Как вы оцениваете работу команды губернатора?

-Кадровый состав команды губернатора состоит из двух частей. Это нижегородцы, которые здесь давно проработали, и которые понимают особенности работы в регионе. А вторая часть команды — это люди, которые приехали в Нижний Новгород из Москвы. И мне кажется, что сейчас пока внутри команды губернатора не произошло еще взаимной настройки двух половин. Я понимаю, это сложный процесс, но, думаю, такая проблема существует. Внешним ее проявлением является то, что команда губернатора может не всегда публично оперативно реагировать на какие-то острые аспекты, проблемы, которые в Нижегородской области существуют.

-Как Вы оцениваете работу губернатора с главами местного самоуправления, в том числе с мэром Нижнего Новгорода Вадимом Булавиновым?

-Здесь тоже два аспекта. Первый аспект состоит в том, что присутствие нового губернатора, новой системы отношений в работе мэра, заставило городскую администрацию эффективнее работать, быстрее, лучше, потому что появился некий соревновательный азарт между новой командой губернатора и командой мэра. Мне кажется, неплохо, когда мэр вынужден ориентироваться, действовать с оглядкой на губернатора, который всегда может его справедливо критиковать. Вторая сторона состоит в том, что в психологическом плане, насколько я знаю, взаимодействие с мэром Нижнего Новгорода не очень складывается в силу того, что у губернатора одно видение технологии взаимодействия, а у команды мэра другое. И переговорный процесс согласования позиций - внутренняя проблема.

-Как изменились отношения исполнительной и законодательной власти в регионе в 2006 году? Насколько эффективно строится совместная работа двух органов власти?

-Определенно, что модель, которая была при Ходыреве, условно ее можно назвать «сильное Законодательное Собрание — слабый губернатор», сменилась новой моделью «сильный губернатор — слабое ЗакСобрание». Произошло существенное перераспределение влияний. Это, может быть, и не плохо. Единственный момент, опасения, которые хотелось бы высказать, это чтобы такое перераспределение не привело к снижению уровня профессионализма в Законодательном Собрании при рассмотрении инициатив губернатора. Потому что в таких случаях, в ряде регионов можно найти пример, когда слабое ЗакСобрание рассматривают как механический станок, ставящий свою печать на любых инициативах губернатора. В нашей ситуации хотелось бы надеяться, что у наших региональных депутатов будет достаточно профессиональной культуры, чтобы по существу обсуждать, если это необходимо, законодательные инициативы губернатора, и не отказываться от своей законодательной инициативы. Мне кажется, позитивным хорошим примером является быстрое принятие областного бюджета на 2007 год. Работа над бюджетом показала, что команда губернатора и ЗакСобрание все-таки технологически совместимы, и они могут совместно достаточно продуктивно работать над общим документом. Быстрое прохождение бюджета, в этом смысле, признак обнадеживающий. Уровень профессионализма здесь достаточно сопоставим, и психологическая совместимость есть.

-Самое важное политическое событие в Нижегородской области в 2006 году, на Ваш взгляд?

Могу выделить не одно событие, а цепочку событий, связанных с изменением ключевых политических факторов, во-первых, представляющих регион в Совете Федерации, а во-вторых, — это кадровые замены в руководстве областного Законодательного Собрания. Я думаю, это наиболее существенная цепочка событий.


Автор: Нижний Новгород. РИА "Кремль". Декабрь,11 Корр. Т. Глушкова

Картина дня
Рекомендуем
Политика
Нижегородцев ждут на избирательных участках 12−14 сентября
В Нижнем Новгороде состоятся выборы в Гордуму первого созыва.
Важно
Нижегородцам рассказали правду о безопасной дозе алкоголя
С 8 по 14 сентября проходит неделя сокращения потребления алкоголя и связанной с ним смертности и заболеваемости.
Эксклюзив
Нижегородские вузы назвали число поступивших на первый курс студентов
Среди поступивших есть иностранцы.
Эксклюзив
К 100-летию НиГРЭС: как началась электрификация Нижегородской области
6 сентября 1925 года произошел пуск НиГРЭС — Нижегородской государственной районной электростанции в Балахне. Это был один из первенцев советского плана по электрификации страны — ГОЭЛРО (сокр. от Государственная комиссия по электрификации России). Этой осенью ей исполнилось 100 лет. В честь знаменательной даты ИА «Время Н» углубилось в историю электрификации Нижегородской области.