Нижегородский психолог Маннанова рассказала, как мотивировать ребенка к учебе
27 августа 2025 года, 08:35
Для первоклассника важно снизить тревожность и стресс.

Начало учебного года — период серьезного стресса и адаптации для детей, особенно для первоклассников. О том, как настроить ребенка на учебу, а также помочь снизить тревожность и влиться в процесс, ИА «Время Н» рассказала кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Мининского университета Елена Маннанова.
«Поступление в школу — это кризисный период в жизни ребенка, известный как „кризис семи лет“. Меняется социальная роль: из дошкольника он превращается в ученика, у которого появляются обязанности и ожидания со стороны общества», — отмечает психолог.
По словам эксперта, правильная психологическая подготовка помогает снизить тревожность и стресс, сформировать позитивное отношение к школе, облегчить процесс адаптации и предотвратить негативные реакции.
«Неизвестность пугает. Когда ребенок представляет, что его ждет, его страх перед новым уменьшается. Если школа преподносится как что-то интересное и увлекательное, а не как „взрослая суровая обязанность“, у ребенка возникает внутренняя мотивация к учебе», — рассказала кандидат психологических наук.
Родителям рекомендуется говорить о школе позитивно, но без прикрас. Например, можно рассказать о положительном опыте и друзьях. Однако «рисовать» идеальную картинку не нужно: необходимо объяснить малышу, что бывают и сложные задания, которые требуют усилий. Терпение, любовь и поддержка — самый надежный фундамент, на котором ребенок строит свое школьное будущее.
«Создайте чувство предвкушения. Совместный поход за школьными принадлежностями, выбор красивого рюкзака, пенала, формы — все это создает приятное ожидание праздника», — добавила доцент кафедры практической психологии нижегородского вуза.
Во время подготовки важно сделать акцент на социальной адаптации. Для ребят, которые идут в первый класс, важнее не умение читать, а умение знакомиться, просить помощи и решать мелкие конфликты. Конечно, стоит уделить внимание и режиму дня. За две-три недели до сентября можно начать постепенно сдвигать режим ребенка к школьному. Это поможет снизить нагрузку на нервную систему в первую неделю.
Взрослым советуют проговорить с первоклассниками несколько пунктов:
- распорядок дня: «Сначала будут уроки, потом перемена, где ты сможешь поиграть, потом снова урок»;
- правила безопасности: «Нельзя уходить с территории школы без мамы/папы/того, кто тебя встречает. Если что-то случилось, нужно обратиться к учительнице»;
- ключевой взрослый: «Твой главный помощник в школе — это учительница. Если ты хочешь в туалет, у тебя что-то болит, тебя кто-то обидел, или ты что-то не понял — сразу подойди к ней и скажи»;
- базовые потребности: «Не бойся просить помощи. Все дети сначала учатся и многое не знают. Ты всегда можешь спросить у меня или у учительницы».
Стоит напомнить, что игра — это основной язык ребенка, поэтому через нее можно объяснить и отработать некоторые моменты. Самая эффективная — это игра в школу, где малыш предстает и в роли ученика, и в роли учителя. Это моделирует ситуацию урока. А вот игра «Море волнуется раз…» — учит замирать и контролировать тело, «Съедобное-несъедобное» — тренирует внимание и быстроту реакции.
Ранее специалисты Роспотребнадзора рассказали, как купить школьную форму и не прогадать. Неправильно подобранный костюм может вызывать различные заболевания кожи. Рюкзак должен держать форму, то есть иметь устойчивую спинку.
Автор: Наталья Малюгина