«Монументальная скульптура имеет огромное воздействие на человека — не важно, из бронзы она или из песка»
22 октября 2012 года, 10:16 Тема: 400-летие Нижегородского ополчения
— Алексей, кто придумал построить на площади Минина гигантскую скульптуру с историческим подтекстом?
— Это инициатива губернатора — создать такую скульптуру в подарок нижегородцам ко Дню народного единства. На встрече с Валерием Шанцевым мы обсуждали, что можно придумать интересного и необычного для Нижнего Новгорода к 4 ноября. Нам хотелось создать большую красивую композицию для людей на праздник. И мы решили воссоздать из песка воззвание Минина к народу. Это не копия известной картины Маковского, оттуда взят только антураж и сама идея. И, разумеется, главный герой — Козьма Минин.
— С чего началась работа?
— С эскиза. И поиска подходящего материала. Для создания этой композиции на площадь Минина привезли около 400 тонн песка. Мы объехали несколько карьеров в Нижегородской области, прежде чем нашли наиболее подходящий — мелкий и с содержанием глины. Высота нашей монументальной скульптуры достигает 6 метров, длина — 16 метров.
8 октября я и двое моих коллег — Вадим Крябов из Екатеринбурга и Вячеслав Борецкий из Польши — приступили к работе. И с тех пор трудимся над этой скульптурой каждый день.
Специфика работы с песком заключается в том, что композицию нужно делать сверху вниз, чтобы он не развалился. Песок набивается и утрамбовывается в форму и работа начинается с верхней точки и ведется ярусами. Так, здесь сначала появилась маковка церкви.
— Что вы делаете для того, чтобы песок не рассыпался? Поливаете каким-нибудь специальным составом?
— Нет, ничем не поливаем и не пропитываем. Просто хорошо утрамбовываем песок. Здесь скульптура защищена тентом от солнца и от ветра. Поэтому никакого особого покрытия не требуется. 4 ноября занавес, который сейчас прикрывает скульптуру от прохожих, уберут, и все смогут любоваться монументальной композицией.
— В этой композиции очень много фигур. Откуда берете образы?
— Персонажи собраны отовсюду: здесь есть Минин, князь Пожарский, купечество, воины, священники, нищие, простые горожане. Всего более 25 фигур. Все образы собирательные. Но у каждого персонажа — свое лицо. Мы стараемся создать разные образы — в этом и заключается смысл композиции: тут можно увидеть батюшку с иконой и нищего, просящего подаяние, испуганных женщин и добродушных парней, благообразного старца и мужественного ратника, взволнованного мальчика, тянущегося к отцу, и купцов, приносящих деньги… Нам хочется показать народ — разных людей, разные лица — и передать состояние всеобщего подъема, охватившего тогда людей. Каждое лицо прорисовывалось отдельно, поэтому они не похожи друг на друга. Посмотрите на них — они живые!
— Что же будет с этой уникальной композицией потом?
— Ее разрушат. Весь песок вывезут, а здесь снова будет чистая площадь. В этом нет ничего страшного: такие скульптуры не могут стоять вечно. Преимущество песчаных композиций в том, что их можно делать быстро и любых, сколь угодно больших размеров. Если же создавать нечто подобное из бронзы или из камня, то потребуется много материала, ресурсов и колоссальное количество всевозможных согласований и справок. Это работа на годы. Честно говоря, увидеть такую вещь в бронзе просто нереально.
А здесь практически за месяц создается огромная композиция в центре города.
— Жаль, когда рушат такую красивую и кропотливую работу?
— Нет. Мы привыкли. Большее удовольствие получаешь, когда ее создаешь, чем когда она уже готова.
— Нет ли желания сделать нечто объемное, но не из столь хрупкого материала?
— Я делаю — например, в Москве создавал парковые скульптуры в камне, сделал из бронзы памятник воинам-афганцам. Я по образованию — скульптор-монументалист, закончил Строгановское художественное училище. Поэтому мне так близка и эта огромная скульптура на площади Минина.
Вообще для скульпторов песок — это большая подмога для последующей работы в более долговечных материалах. Для тех, кто работает в бронзе и в камне, песок — это хобби. Он дает возможность сделать скульптуру любого размера, чего не можешь себе позволить в мастерской из других материалов.
Кстати, идея песчаных скульптур за границей появилась больше 20 лет назад. Для нас же это пока еще новинка. Свою первую песчаную скульптуру я создал в Америке. И сейчас в основном я тоже строю такие скульптуры в других странах. Там заказчиком таких мероприятий, как правило, является государство. Хороший проект требует больших вложений.
— Эта композиция — не первая для вас в Нижнем Новгороде. Вы организовывали фестиваль песчаных скульптур в «Лимпопо»…
— Там был развлекательный проект — мы создавали скульптуры по следам популярных кинофильмов. А здесь композиция играет большую воспитательную роль. Монументальная скульптура вообще имеет огромное воздействие на человека — не важно, из бронзы она или из песка.
Автор: Корр. Елена Жаркова