«Смута» и Минин вдохновили коллектив нижегородского драмтеатра на настоящий спектакль
4 декабря 2021 года, 04:25
Премьера спектакля «Смута» состоялась в Нижегородском театре драмы.
Фото с сайта Нижегородского театра драмы
Наверное нет в России взрослого человека, который бы не слышал о Кузьме Минине. Но что мы знаем о нем? Каким он был? Хотел ли он брать на себя ношу, которая ему досталась? Ответ на этот вопрос попытались дать в Нижегородском театре драмы, где 2 декабря состоялась премьера спектакля «Смута».
Постановка захватывает с первых минут и держит зрителя до конца. Она «окунает с головой» в то самое, смутное время на Руси: бесконечные Лжедмитрии, борьба за власть, голод и мор, а еще польские интервенты. Что же делать в такой ситуации совестливому человеку? Скатиться к беснующийся толпе, отойти в сторону и наблюдать или творить историю — вот вопрос, который мучает Минина на протяжении всего спектакля.
Действо на сцене не претендует на историческую подлинность, но постановка полностью раскрывает «подлинность человеческую».
Мы не ставили задачу сделать историческую реконструкцию, потому что, когда мы открыли материалы о том, как было и как все случилось, то выяснилось, что даже этих речей Минина несколько, все они — интерпретация одного и того же, но они все разные. Мы попытались сделать историю о человеке, который ежедневно делает выбор — быть ему человеком или не быть им", — рассказал журналистам на пресс-конференции перед спектаклем режиссер Геннадий Шапошников.
В основе постановки — пьеса Владимира Жеребцова «Прямой Кузьма Минин», но это лишь канва, а сам сюжет и текстовое наполнение претерпели большие изменения. Чтобы создать этот спектакль режиссеру, актерам и всему театральному коллективу пришлось «перелопатить» огромный материал, при этом постановка родилась буквально за считанные недели.
Это заново написанное произведение, действительно рожденное детище, такое мощное, такое правдивое, хотя там нет пафоса — это наша жизнь, это действительно о личности человека, о человеке, о каждом из нас. Нам хотелось действительно сделать визитную карточку нашего города о тех людях, которые спасли, освободили Россию от тех интервентов, которые были на нашей, Русской земле", — подчеркнул директор Нижегородского театра драмы Борис Кайнов.
Спектакль вдохновил всех — режиссера, актеров, художников, костюмеров, гримеров, осветителей, машинистов сцены — всех, кто причастен к созданию действа на сцене, а в основе этой трудной работы стоял персонаж Кузьмы Минина: он как и в 1612-ом объединил людей вокруг себя — «купно за едино».
«Я бесконечно благодарен труппе за то, что за последние 15 лет я вижу труппу, которая готова работать, которая на репетициях выкладывается как-будто это прогон. И то, что мы подняли эту тему до того уровня, который сейчас, это только благодаря артистам, которые „живут“ в этом театре. Я очень рад с ними встретиться и думаю, что эта встреча не последняя», — отметил Геннадий Шапошников.
В масштабной постановке занята почти вся труппа театра. С каждым артистом режиссер встречался и беседовал лично, чтобы понять сущность человека, а после он объединил их всех в некий большой хор, который и рождает в себе героя.
«Хотя мы назвали это народной драмой, вообще-то это сделано в жанре трагедии. Мне кажется, то, что происходит в смутные времена, — это трагедия, античная трагедия», — поделился режиссер.
Трагедию дополняют звуки колокола и музыка. Интересно, что музыкальные отрезки режиссер собрал из других спектаклей, но ранее они не звучали так, как в «Смуте».
«В эту историю я взял музыку понемножку из четырех эпических спектаклей, и они здесь сложились в конструкцию, которая ни в одном из этих спектаклей не складывалась», — добавил Геннадий Шапошников.
Декорации на сцене — тоже как неотъемлемая часть того времени — буквально склеены в единое целое со спектаклем: кремль, цепи, колокол и стенобитное орудие, трансформирующееся в крест, — все органично и одновременно ничего лишнего.
«За много лет я впервые вижу спектакль — настоящий, в котором все сошлось и все работает: образы, концепция режиссерская, и, главное, там есть душа, ты понимаешь, что в какой-то момент тебе так горько, так больно, так страшно, так пронзительно и так радостно, и ты понимаешь, какой был Минин — это, конечно, наверно то, что есть настоящий театр», — резюмировала руководитель литературно-драматической части Нижегородского театра драмы Тамара Яровикова.
Настоящий театр почувствовали и зрители. После премьеры зал встал и собравшиеся долго не отпускали артистов своими аплодисментами и делились впечатлениями:
— Они все на сцене такие вдохновленные, глаза горят.
— Монументальный спектакль, давно не видел такого.
— Я вообще такого здесь никогда не видела, поражает, прямо что-то настоящее.
В дополнение к настоящему спектаклю в фойе театра работает выставка «Нижегородская старина, российская история». В ней отражен Нижний Новгород, его купола и храмы, старинные и современные здания и, конечно, нижегородская Стрелка.
А еще в драмтеатре впервые после полуторагодовалого перерыва заработал буфет, но ограничительные меры по-прежнему действуют: для посещения театра обязателен QR-код, а маска непросто нужна, она необходима, чтобы вбирать слезы, которые непременно будут на глазах у впечатлительных зрителей, глядя на историю России.
Спектакль профинансирован министерством культуры РФ. Он доступен по Пушкинской карте. Возрастное ограничение: 12+
Автор: Милена Черевко