ВторникВт, 23 апреля 11:28 16+
Сейчас  °C
USD$ 93,25 ▼-0,19 EUR 99,36 ▼-0,22

Приватизация не изменила систему работы ДУКов

10 ноября 2022 года, 13:16

Нужна конкурентная среда и четкое законодательство.

Приватизация не изменила систему работы ДУКов

Состояние и обслуживание жилищного фонда, состояние коммунальных сетей, тарифы на коммунальные услуги на протяжении многих десятилетий остаются в центре внимания как общественности, так и власть предержащих. Население ищет решение проблем через обращения в контролирующие органы, в прокуратуру, требуя повлиять на работу домоуправляющих компаний. Например, по данным Государственной жилищной инспекции по региону с начала 2022 года свыше 7,5 тысяч жителей Нижегородской области обратились с жалобами в нагорный отдел ГЖИ.

Первоначально, на волне реформаторства 90-х годов, считалось, что во всем виновата государственная монополия на сферу ЖКХ и советская бюрократия. И эта сфера не попала в первую волну приватизации только потому, что требовала крупных инвестиций без гарантии быстрой отдачи. И решение жилищно-коммунальных проблем шло за счет очень скудного в те годы бюджета. То есть, скорее, поддерживалось текущее состояние, позволявшее обеспечивать минимальное качество услуг. Региональные, а тем более муниципальные бюджеты не позволяли реконструировать изношенные коммунальные сети. Износ многих тепловых, водных, канализационных сетей достигал 80% и более. Коммунальные аварии превращали жизнь населения в жизнь на «коммунальном минном поле», когда неизвестно в какое время и где произойдет очередная авария.

Домоуправляющие компании жаловались на рост долгов за оплату услуг. В поисках компенсации требовали повышения тарифов, которые население не имело возможности оплачивать. Изношенность сетей приводила к огромным потерям тепла, энергоресурсов, водоснабжения. Получался порочный замкнутый круг проблем. Разорвать его с помощью бюджетного финансирования не представлялось возможным. Был выбран путь передачи (продажи) управляющих компаний в частные руки. Это была общероссийская тенденция.

В 2009 году была проведена приватизация ДУКов в Нижнем Новгороде, года были проданы 75% акций управляющих компаний. При приватизации в 2009 году практически все предприятия были выкуплены депутатами Гордумы. Оставшиеся 25% акций оставались в собственности муниципалитета для обеспечения возможности оказывать влияние на работу этих важных организаций жизнеобеспечения. И несмотря на то, что собственниками оказались депутаты муниципалитета, это не привело к качественному изменению работы ДУКов. Как отмечают сами депутаты, претензии к работе ДУКов растут год из года. Задержки с подачей отопления в дома в большинстве своём связаны с проблемами по части домоуправляющих компаний, которые оказываются не в состоянии вовремя довести тепло до квартир. Зимой именно придворовые территории, за которые отвечают ДУКи, убирались от снега хуже всего. Жители жаловались на отсутствие дворников и техники. Депутаты на заседаниях сетовали, что никаких мер по плохой работе ДУКов не принимается.

На самом деле в 2009 году 25% акций не были проданы по другой причине. В соответствии с требованиями федерального закона, регламентирующего деятельность госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ», финансовая поддержка регионам предоставляется лишь в том случае, если доля государства либо муниципалитета в коммунальных организациях составляет не более 25% (на капремонт жилья Нижний Новгород в 2008—2009 годах потратил свыше 1,3 млрд рублей, полученных по линии Фонда содействия реформированию ЖКХ).

Весной 2017 года контрольные пакеты акций ДУКов Нижегородского, Советского, Московского и Канавинского районов приобрело московское АО «Домком Инвест». В 2020 году владелец пяти домоуправляющих компаний Нижнего Новгорода ликвидировался. АО «Домком Инвест» официально прекратило свою деятельность, «закрыв» юридическое лицо. И в чьи руки перешли управляющие компании за это время, так и осталось секретом.

Более того, новые собственники пролоббировали решение об исключении из сферы своего обслуживания ветхих и аварийных домов (так называемые дома 5 и 6 категории), требующих более высоких затрат на свое обслуживание, при значительно меньшей численности жильцов. Город был вынужден создать для обслуживания этих домов муниципальную «Городскую управляющую компанию». Под управлением этой компании в 2015 году было 1250 домов (пятой-шестой категории), она стала самой крупной УК в Нижнем Новгороде. По словам председателя городской Думы, сегодня в Нижнем Новгороде работает «Городское управление домами» (ГУД). Сейчас на его обслуживании находится около тысячи домов, а в дальнейшем их число планируется увеличить до 1400. Компания укомплектована необходимой техникой, техническим персоналом и полностью подотчетна мэрии.

Оказалось, что городская мэрия как не имела, так и не имеет никакого влияния на ДУКи при 25% акций. Доходов в бюджет города эти акции также не приносят. В результате городская Дума Нижнего Новгорода включила в прогнозный план приватизации муниципального имущества 2023 года принадлежащие муниципалитету четверть акций семи нижегородских ДУКов за 50 млн рублей. Это значит, что эти управляющие компании будут полностью частными. Надо сказать, что это не первый случай освободиться от акций не принадлежащих муниципалитету организаций. Так, уже 17 октября 2012 на заседании Гордумы встал вопрос о продаже оставшихся 25% долей ДУКов, так как контролировать работу компаний они не позволяют, но от их продажи мог бы пополниться городской бюджет. Депутаты Думы Нижнего Новгорода решили отложить вопрос.

Надо признать, что путем приватизации не удалось изменить систему работы управляющих компаний. На рынке обслуживания многоквартирных домов не создана конкурентная среда. Жители лишены практической возможности выбрать управляющую кампанию. В условиях практически монопольного положения ДУКов на рынке, слабости пролоббированного законодательства в сфере ЖКХ, фактически неприкрытым выводом собираемых средств за пределы региона жители многоквартирных домов зачастую остаются один на один со своими проблемами. И это при номинальном существовании множества небольших частных управляющих компаний. Так только в Нижнем Новгороде согласно реестрам зарегистрировано порядка 70 УК.

Становится понятно, что без законодательного регулирования и государственного контроля обеспечить реформирование жилищно-коммунальной сферы невозможно. Очередной шаг в этом направлении сделан. Постановлением Правительства РФ № 1110, все управляющие организации, оформившие лицензии до 1 января 2018 года, обязаны переоформить свои лицензии до 11 января 2023 года. Это значит, что заявление на её продление необходимо подать за 60−45 рабочих дней до истечения срока её действия. В нижегородском регионе продлить лицензии до 11 января 2023 года должны в общей сложности 315 домоуправляющих компаний. Более того, порядка 30 компаний могут не получить лицензии на следующий период.

Возможности и перспективы переоформления лицензий ДУКов рассмотрим в следующем материале.

Автор: Александр Суханов



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Общество
«Если нужно помогать — значит, нужно!»
Нижегородка рассказала информационному агентству «Время Н», как она организовала сбор и доставку гуманитарной помощи в зону СВО.
Политика
Нижегородский мэр — кто он?
В современной истории Нижнего Новгорода в должности главы города побывали 10 человек.
В Нижегородской области растет количество добровольных доноров
Ежегодно на 2000 человек.
Общество
Сергей Яковлев — о развитие туристической отрасли в Нижегородской области
Он дал интервью «Волге 24».