Рижский русский театр открывает гастроли в Н. Новгороде
5 сентября 2008 года, 12:39

Волжский гастрольный тур Рижского русского театра имени Михаила Чехова открывается в Нижнем Новгороде 6—7 сентября. Об этом сообщает пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области.
Спектакли театра пройдут в помещении Нижегородского театра драмы имени М. Горького. 6 сентября нижегородцы смогут увидеть спектакль «Ужин дураков» Франсиса Вебера, 7 сентября — «Женитьбу» Н.Гоголя.
Гастрольный проект «С музой по Волге!» является частью программы по поддержке русского театра в странах Балтии и СНГ, поддержанной правительством России и реализуемой Союзом театральных деятелей России.
СПРАВКА: Рижский русский драматический театр имеет яркую и богатую биографию. В 60-е годы XIX века в Латвии наблюдается пробуждение русского движения, следствием которого стало появление первых русских общественных учреждений, в том числе была закончена постройка дома Русского общества «Улей», где при наличии нескольких зал со сценами открылась возможность устройства в Риге постоянных русских представлений. 1883 год считается годом основания постоянного русского театра в Риге.
За первый сезон театр представил публике 60 пьес, в основном, произведений русской и зарубежной классики: Гоголь, Грибоедов, Шиллер. Лучшие годы русского дореволюционного театра в Риге связаны с деятельностью известного русского антрепренера, актера и режиссера Константина Незлобина, начавшего свою деятельность с создания постоянной труппы и пригласивший в нее актеров Художественного театра. Незлобин искал и талантливую режиссуру, видя в ней будущее театра ХХ века.
С начала основания до наших дней в Рижском театре работали замечательные режиссеры. Так, в 1904 году в Русской драме появился Константин Марджанов, ставший впоследствии выдающимся мастером сценического искусства. Благодаря великолепной режиссуре и сильному актерскому составу, Рижский русский театр выдвинулся в число лучших периферийных театров России. В Риге служил и будущий основатель Московского «Камерного театра» Александр Таиров. Именно в Риге этот режиссер начал свои знаменитые эксперименты в области сценического действия. Он объединил диалог, музыку, танец, пантомиму и вокал в единый органический сплав.
В 1921 году Латвийское правительство, учитывая многонациональный характер Риги, ассигнует 150 тыс. руб. в год «на поддержание театров национальных меньшинств — немецкого, еврейского, русского». К театру потянулись многие не только замечательные русские артисты, но и писатели, оказавшиеся в эмиграции. На его сцене выступали А. Аверченко и Н. Тэффи, А. Толстой участвовал в постановке своей пьесы.
В 1931 году в Ригу приезжает гениальный русский актер Михаил Чехов. Здесь им были поставлены спектакли, основана его первая актерская школа.
Одним из ярчайших творческих взлетов театра можно назвать период с 1963 по 1988 год, когда театр возглавлял режиссер Аркадий Кац. На протяжении многих лет художественные искания коллектива развивались в двух направлениях: с одной стороны создавались глубокие социально-психологические спектакли, с другой — расширялись рамки драматического жанра: зрелищные музыкальные спектакли прочно вошли в репертуар театра.
В настоящее время театром руководит Эдуард Цеховал, который с конца 90-х годов поочередно начинает приглашать в театр многих ярких и смелых современных режиссеров России — Романа Козака, Михаила Бычкова, Елену Невежину, Аллу Сигалову и др.
В 2000—2001 году художественное руководство театра возлагается на Геннадия Тростянецкого (г. Санкт-Петербург). Среди этапных постановок мюзикл Раймонда Паулса «Керри» и «Плутни Скапена» Мольера, имевшие международный успех и ставшие участниками многих международных фестивалей. С 2000 года у театра складываются прочные творческие отношения с Раймондом Паулсом. Вслед за мюзиклом «Керри» на сцене театра появляются музыкальные спектакли при непосредственном участии маэстро — «Ночи Кабирии» и «Соло для актрисы с оркестром». Свое 120-летие театр отметил премьерой «Чайки» в постановке «живой легенды» европейского театра — немецкого режиссера Питера Штайна. В 2002 году труппу театра вновь пополняют молодые актеры — девять учеников Олега Табакова, закончивших Школу-студию МХАТ.
Сезон 2004/2005 года был открыт двойной премьерой — спектаклем по пьесе Э. Олби «Не боюсь Вирджинии Вульф» в постановке Романа Козака на русском и латышском языках. Этот двуязычный проект явился одним из этапов, разработанной театром культурно-интеграционной программы.
В 2008 году 125-й юбилейный сезон театр начал очередным совместным проектом — музыкальным спектаклем Раймонда Паулса «Одесса — город колдовской» по мотивам «Одесских рассказов» И. Бабеля.