ВторникВт, 20 мая 02:26 16+
Сейчас  °C
USD$ 80,41 ▼-0,36 EUR 90,51 ▼-0,20

Кучин поделился своими впечатлениями о поездке в Германию

27 апреля 2012 года, 16:24

Министр информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области Сергей Кучин поделился впечатлениями от своей поездки в Германию в социальной сети facebook.

Стенограмма выступления на конференции «E-Government 2012»:

«Тема выступления: СМЭВ — миф или реальность?». Мероприятие готовилось давно, и тогда я предложил эту тему, потому что было слишком много вопросов и сомнений.

Думаю, что электронный межвед уже точно не миф, а вполне объективная реальность. Как минимум на федеральном уровне. На региональном и муниципальном уровне мы имеем перед собой задачу, назовем ее «1 июля». Мы имеем определенные инструменты (РИЭП и РСМЭВ от Ростелекома или собственные решения у пары регионов). Но мы имеем еще и более чем полугодовой опыт федеральных органов власти — они работают в этом режиме с 1 октября.

Мешает ли нам что-то использовать предложенные инструменты и опыт и начать работу в новом режиме в срок на региональном уровне? Теоретически — нет, ничего не мешает. Практически, я бы выделил несколько моментов.

Задача общефедеральная, но, в отличие от федеральных ОИВ, нас (регионы) значительно трудней организовать сверху. Думаю, что все помнят как, сначала Собянин, а потом Володин настойчиво и очень жестко заставляли федералов менять нормативку, разрабатывать ТКМВ и сервисы, подключаться к СМЭВ, и это при том, что им не приходилось искать для этого много дополнительных ресурсов, подключение к СМЭВ было за счет Минкомсвязи, централизовано. Да и административное влияние вице-премьеров на министров прямое и непосредственное, в отличие от губернаторов", — отметил министр.

«С регионами же ситуация несколько иная: мы долго раскачиваемся, есть норма закона и, по сути, спросить за ее исполнение губернаторов можно только по наступлению срока реализации, что неприемлемо, людям все равно как мы организованы, главное, чтоб закон работал. Работа правительственной комиссии, а также подкомиссии Алексея Юрьевича Попова сделала очень много, в первую очередь привлекли внимание губернаторов и заставили многие регионы серьезнее посмотреть на задачу. Но, тем не менее, мы имеем значительные риски невыполнения и простые отставки ответственных проблемы не решат. Еще задача усложняется разными возможностями регионов, не говоря уже о муниципалах, причем и финансовыми и инфраструктурными и кадровыми», — подчеркнул Кучин.

«Эти темы постоянно обсуждаются на различных совещаниях, конференциях и форумах. В том числе совсем недавно у нас в Нижнем Новгороде на Совете по региональной информатизации. Именно там снова вышли на предложение, вытекающее из логики формирования единой системы взаимодействия (ключевое слово — единой) — учитывая необходимость единых подходов и технологий взаимодействия исключить вариативность и обеспечить подключение к СМЭВ регионов и муниципалов за счет федерального бюджета. Признать Ростелеком единственным оператором ЭП не только для федерального уровня, нормативно зафиксировать единственно возможный способ подключения РИЭП.

Мне кажется, что это вполне обоснованное предложение, правда, немного поздновато, и до 1 июля вряд ли изменения возможны, но ведь 1 июля для многих задач — только начало. Нужно будет еще подключать сотни сервисов, публиковать услуги на ЕПГУ, в общем, работы много. Так что в случае поддержки этого решения ситуация в регионах должна значительно упроститься.

Я вчера вернулся из командировки из Германии. Было много встреч с айтишниками муниципальных и региональных властей и сферы здравоохранения. Могу уверенно сказать, что по автоматизации внутренних процессов они здорово продвинулись, но по части межведомственного взаимодействия и перевода услуг в электронный вид отстают от нас. Они пока не взялись за эту задачу комплексно, в основном по причине высокой децентрализации власти. Там большая часть полномочий сосредоточена на уровне местных властей и муниципалитеты и регионы (земли) настроили своих систем и не очень-то охотно готовы интегрироваться с федеральными властями, при этом местные системы здорово отличаются друг от друга.

Ситуация похожа на российскую в некоторых регионах. Посмотрите, кто сейчас пытается доказать свое право сохранить индивидуальность? Москва, Татарстан, Самарская, Ульяновская, Нижегородская области. То есть регионы, более других шагнувшие вперед в создании собственных решений и собственной инфраструктуры.

Но в России значительно больше Германии и «не продвинутых» регионов значительно больше. Поэтому решение федеральных властей создавать единую систему, единые правила, по-моему, оправдано. Только была допущена одна ошибка: при формировании идеологии электронного правительства была оставлена возможность для регионов выбора своего, уникального варианта развития. Это касается и СМЭВа и региональных порталов. Также регионы самостоятельно должны были финансировать создание региональных сегментов ЭП, но по общим правилам! Абсолютно закономерно, что некоторые регионы воспользовались этим правом. Например, мы продолжали развивать региональный портал госуслуг (надеюсь, многие его знают), и развивали региональный СМЭВ. Вложили в это бюджетные средства и сейчас стоим перед выбором: продолжать эту работу или отказаться, так как правила меняются и нам уже не избежать обязательного присутствия на ЕПГУ и использования инфраструктуры Ростелекома.

На Совете по региональной информатизации было озвучено, что региональные порталы будут исключены из единой системы оказания услуг и могут содержатся только как дополнительный ресурс по решению региональных властей. Думаю, трудно будет доказать целесообразность этих расходов. Поэтому региональные порталы госуслуг вне ЕПГУ умрут.
Для граждан это, скорее всего плюс. Только для нас нужно новое правило и защищенные статьи в бюджете — на оплату услуг национального оператора по установленным нормативам. И никакой самодеятельности. Раз уж говорим о единых подходах.

Сейчас внедряется еще одно решение — Единая система идентификации и авторизации (ЕСИА), при помощи которой можно обеспечить интеграцию региональных ресурсов с федеральными, Москва доказала это на своем примере. Мне кажется, что нужно на берегу договориться и закрепить документами, что можно, а что нельзя, чтоб у регионов не возникло соблазна прикрутить эту технологию к своим ресурсам, а позже не пришлось бы доказывать, что все сделано по правилам, но в разрез единой концепции :)

Резюме: несмотря на то, что я высказывал в какой-то мере критичные соображения по отдельным моментам, в целом я считаю, что задачи стоят правильные, набитые шишки идут на пользу и электронное правительство сегодня уже не миф. Осталось сделать сначала грубую, а потом точную настройку, нужно, чтоб критика и дискуссии воспринимались не как деструктив, а как поиск оптимальных вариантов развития, тогда все в итоге получится", — заключил министр.

Автор: Корр. Елена Серова

Картина дня
Рекомендуем
Общество
Нижегородцам настоятельно рекомендовали добавлять в пищу йодированную соль
Это необходимо, чтобы предотвратить заболевания щитовидной железы.
Внимание!
Читатели ИА «Время Н» смогут выбрать «Миссис Нижний Новгород 2025»
ИА «Время Н» публикует информацию о претендентках на почетный титул.
Культура
Нижний Новгород достоин стать столицей российского кино
В Нижегородской области создаются благоприятные условия для кинопроизводства.
Общество
Нижегородским школьникам расскажут, кто создает технологии защиты в интернете
Ребята научатся безопасно общаться, совершать покупки, а также помогать людям и фондам в интернете.