ВторникВт, 15 июля 09:43 16+
Сейчас  °C
USD$ 78,37 ▲0,48 EUR 91,77 ▲0,65

Кто умнее — левши или правши, и насколько мы используем свой мозг

3 ноября 2021 года, 11:08

Преподаватели Мининского университета развенчали мифы о психологии.

Кто умнее — левши или правши, и насколько мы используем свой мозг

Преподаватели кафедры практической психологии Мининского университета провели онлайн урок-диспут на тему: «Психология как наука. Мифы о психологах и психологии» с учениками психолого-педагогических классов Нижегородской области. В уроке приняли участие более 100 школьников 10—11 классов.

«Урок о мифах в психологии стал вторым в серии, которая стартовала в сентябре 2021 года. До конца текущего года преподаватели кафедры практической психологии и кафедры общей и социальной педагогики проведут еще 2 урока для учеников психолого-педагогических классов. А с января 2022 года к такому формату взаимодействия присоединятся кафедры других факультетов Мининского университета, — рассказала Александра Толстенева, и.о. проректора по учебно-методической деятельности Мининского университета, доктор педагогических наук, профессор. — Цель таких уроков — показать школьникам, насколько педагогическая профессия многогранна и интересна. Проект позволит талантливой молодежи через раннюю профориентацию осознанно выбирать профессию педагога».

Ранее и.о. ректора Мининского университета Виктор Сдобняков пояснял, что классы психолого-педагогической направленности создаются по поручению Министра просвещения Сергея Сергеевича Кравцова. До конца 2024 года всего в стране планируется открыть 5 000 таких классов, из которых 85 — в Нижегородской области. Мининский университет выступает в роли регионального координатора проекта.

Спикерами мероприятия выступили преподаватели кафедры практической психологии Мининского университета: Кочнева Елена Михайловна, к.пс.н., доцент; Куимова Наталья Николаевна, к.пс.н., доцент; Морозова Людмила Борисовна, к.пс.н., доцент; Мамонова Елена Борисовна, к.пс.н., доцент; Сидорина Елена Валерьевна, ст.преподаватель. Среди самых распространенных мифов о психологии они назвали следующие:

Миф: Психолог, психиатр и психотерапевт — разные названия одной профессии. Реальность: Психолог — это человек, имеющий высшее психологическое образование. Он работает с «нормой», то есть с людьми, не имеющими расстройств и заболеваний психики, а столкнувшимися с личностными проблемами. Психиатр и психотерапевт — это врачи, имеющие право ставить диагноз и выписывать лекарственные средства. Между собой они отличаются спецификой расстройств, которые лечат. Психиатр занят, главным образом, психозами — расстройствами психики с бредом и галлюцинациями, в то время как психотерапевт специализируется на неврозах — фобиях, панических атаках, неврастении и пр.

Миф: Психолог видит насквозь и может манипулировать людьми. Реальность: Психолог — это человек, который в силу профессиональной деятельности знает, как определить, какой перед ним человек, следит за тем, чтобы точно выразить мысль, правильно подать информацию.

Миф: Психолог не нужен, если есть друг. Реальность: Поделиться ситуацией с другом — вариант, который поможет облегчить переживания, но разрешить проблему профессионально сможет психолог. Разница в том, что друг дает совет, основываясь на собственном жизненном опыте, а психолог создает ситуацию, в которой человек приходит к собственному решению проблемы. Психолог поможет найти смысл жизни, выбрать профессию, найти общий язык с людьми, преодолеть кризис, победить страх, подготовиться к изменениям и т. д.

Миф: К психологам ходят ненормальные. Реальность: Любой человек может оказаться в ситуации, когда ему нужен взгляд и помощь со стороны. И лучше, если эта помощь будет профессиональной.

Миф: Психолог скажет, что нужно делать. Реальность: Каждый человек — уникален, и то решение, которое подойдет одному, в аналогичной ситуации для другого человека может оказаться неправильным или даже вредным. Поэтому психолог не скажет, как «поступить правильно», а поможет создать условия для принятия собственного решения.

Миф: Всего леворукие — творческие люди. Реальность: Опубликованные на сегодняшний день исследования не позволяют с уверенностью сказать, что левши в чем-то явно талантливее правшей. При этом мы утверждаем, что развивать нужно оба полушария головного мозга, тогда его развитие будет более качественным и в математике, и в художественных дисциплинах.

Миф: Любого врунишку можно вычислить по языку тела. Реальность: С большой вероятностью это можно сделать только в ситуации эмоциональной раскрепощенности — человека выдадут бессознательные движения глаз, скорость речи, противоречивая мимика и т. д. В ситуации эмоциональной включенности, когда человек контролирует себя и сознательно говорит неправду, достоверно определить ложь представляется маловозможным.

Миф: Человек использует мозг на 10%. Реальность: Миф появился благодаря Уильяму Джеймсу, точнее неверному толкованию его слов. «Мы используем лишь малую часть наших возможных умственных и физических ресурсов», — так звучат слова ученого в оригинале по результатам исследования «одаренного ребенка» в конце 19 века. Тогда американский ученый вряд ли мог предположить, с каким объемом информации придется столкнуться человеку в 21 веке. Сейчас мы явно используем свой интеллектуальный потенциал больше, чем люди прошлого. Измерять мозговую деятельность в процентах теперь не актуально, а вот говорить о том, что наш мозг меняется — вполне. Современная нейропсихология утверждает, что у людей атрофируется дефолт — система — участок мозга, ответственный за мышление и социальные функции.

Миф: Классическая музыка повышает производительность. Реальность: Если вы предпочитаете творчество группы Металлика, то при выполнении какой-либо задачи классические произведения Моцарта и Баха вас будут только раздражать, что точно не добавит эффективности работе. В то время как человек, из музыки предпочитающий тишину, не сможет работать под симфонию Шостаковича. В данном контексте производительность зависит от индивидуальных предпочтений.

Картина дня
Рекомендуем
Экономика
Нижний Новгород привлекает туристов гостеприимными отелями
Как менялся облик гостиничной индустрии города.
Эксклюзив
Очень искусственный, но не очень интеллект
ИИ отправил [несуществующий] нижегородский трамвай №9 в микрорайон «Цветы» на Московском шоссе.
Общество
Вершины земли Нижегородской: природа, история и легенды
Горы — природные сокровища Нижегородской области.
Общество
Нижегородцам напомнили ключевые правила безопасного секса
Рост ЗППП: как защититься и распознать опасные инфекции.