«Шанцев продемонстрировал высокий класс администрирования и сумел добиться слаженной работы аппарата», — политолог С. Борисов
18 декабря 2006 года, 13:35 Тема: ЭКСПЕРТЫ О РАБОТЕ ГУБЕРНАТОРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Интервью с политологом Сергеем Борисовым по итогам работы губернатора и правительства Нижегородской области в 2006 г.
— Как Вы оцениваете работу губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева в течение 2006 года?
— Год был большой, событий было много, поэтому оценка неоднозначная. Какие-то стороны деятельности следует оценить, безусловно, положительно, по каким-то есть вопросы, сомнения. В целом я бы отметил, что Шанцев сумел взять под контроль и добиться слаженной работы аппарата. То есть с точки зрения инструмента деятельности, безусловно, он продемонстрировал высокий класс администрирования. А с точки зрения политической, его стиль, конечно, вызывает определенные нарекания и вопросы своей жесткой авторитарностью, что в некоторых ситуациях является плюсом, в некоторых минусом. Но однозначно входит в некоторый контраст с традициями общественно-политической жизни Нижегородской области, и потенциально может быть источником серьезных конфликтов как открытых, так и латентных.
— Каковы самые важнее, на Ваш взгляд, решения губернатора и его команды за этот период?
— Принципиальный характер имело образование Инвестиционного комитета и его деятельность, потому что по факту образовался ключевой узел, ключевой центр принятия решений. И мы видим, что именно через Инвестиционный комитет губернатор и его команда укрепляют свои позиции, и решают значительное число вопросов, прежде всего, наращивают финансовый потенциал. Бюджетный потенциал области усиливает административный капитал и в известном смысле усиливает темпы всего процесса управления, что очень важно, потому что область пережила несколько лет застоя. И в этом смысле Шанцев демонстрирует совершенно другие скорости принятия решений, осуществления этих решений. Конечно, в том случае, если это решение должного качества, тогда это безусловный плюс. Инвестиционный комитет — это такой удобный для губернатора инструмент ускорить решения каких-то важных вопросов и привести управление области в более ручной режим.
Губернатор в целом сумел взять под контроль управление региональной организации партии «Единая Россия», что также может иметь неоднозначные последствия, как для партии, так и для области. С точки зрения губернатора, это, конечно, существенный плюс.
— Как Вы оцениваете работу команды губернатора?
— Команда работает динамично, достаточно слаженно, напористо. Есть перехлесты, конечно, но, видимо, внутри команды существует распределение ролей, при которых есть люди, которым отведена роль более наступательная, более агрессивная. Например, министр Ирина Живихина, которая иногда озвучивает достаточно лихие заявления. Есть люди, которые находятся больше в тени, и обеспечивают систему административно-политических коммуникаций. В целом команда, на мой взгляд, производит впечатление достаточно дееспособной единицы, но заметно, что нижегородскую элиту продолжает волновать вопрос о пропорциях московского внешнего компонента внутри команды и местного нижегородского. В первой половине года были очень настойчивые слухи, что большая часть нижегородских кадров будет отправлена в отставку, но этого не произошло. Думаю, это скорее хорошо. Дело ни сколько в личностях, сколько в самом принципе. Как бы ни были хороши приезжие кадры, тем не менее, должно поддерживаться равновесие местных и приезжих кадров, потому что это формирует определенную психологическую атмосферу. При переборе в сторону приезжих, невольно появляется дух колонизаторства, завоевания. Пока это равновесие, на мой взгляд, сохраняется, и я думаю, его следует поддерживать в дальнейшем. Обновление команды, ротация кадров, конечно, допустима и необходима, но поддержание соотношения местных и приезжих, очень важно.
— Как Вы оцениваете работу губернатора с главами местного самоуправления?
— Думаю, это одна из главных проблем в работе губернатора, и она объяснима, потому что опыт работы Валерия Шанцева сформировался в условиях отсутствия органов местного самоуправления, я имею в виду Москву. Потому что Москва — уникальный с точки зрения управленческой схемы субъект федерации, там объединена в одном лице власть региональная и муниципальная. Это упрощает решение многих вопросов, но делает эту схему более примитивной. И, конечно, у Шанцева просто не было возможности набрать опыта взаимодействия региональной и муниципальной власти так сказать в обычном состоянии. Когда муниципальная власть по Конституции автономна по отношению к региональной, между ними существуют достаточно сложные отношения, их сложно выстраивать, поддерживать. Было видно, что в начале своей деятельности Шанцев просто не понимает, кто такие главы местного самоуправления и почему они ему не подчиняются. Я думаю, в душе он сохранил убеждение в том, что надо бы их подчинить, что выразилось в поддержке законопроекта о назначении мэров региональных столиц. Но жизнь, судя по всему, берет свое, и у губернатора, складывается понимание того, что местное самоуправление должно иметь определенную свободу в принятии решений, в определении целей развития территорий, потому что, безусловно, область, особенно такая внутренне разнородная, как Нижегородская, не может управляться по одним лекалам. Брать на себя ответственность за решение проблем и крупного мегаполиса, такого как Нижний Новгород, и индустриальных райцентров, таких как Павлово, Балахна, Арзамас, и отдаленных сел и поселков, в общем, довольно не разумно и не дальновидно. Думаю, что опытный управленец Шанцев понимает это. Поэтому некоторая притирка, по моим наблюдениям, произошла, хотя пока еще некий внутренний протест губернатора, судя по некоторым его репликам и поступкам, сохраняется.
Что касается отношений с мэром Нижнего Новгорода, то известно, что отношения губернаторов и мэров региональных столиц всегда характеризуются некоторым напряжением. Это заложено уже самой природой межбюджетных отношений. Я ничего страшного в этом не вижу и считаю, что некоторое соперничество между губернатором и мэром должно порождать здоровую конкуренцию за то, кто больше сделает для людей. Если это выражается вот так, то очень хорошо, правильно, это определенная страховка против чрезмерных авторитарных решений, потому что и для одной инстанции, и для другой, хорошо, когда есть какой-то оппонент, который может оспорить решение другого, может представить какую-то альтернативу решения. Конечно, есть грань, которую нельзя переходить, когда это начинает действовать разрушительно на систему управления регионом. Я думаю, и Шанцев, и Булавинов достаточно опытные управленцы, которые чувствуют эту границу, и, думаю, ситуация в течение этого года постепенно стабилизировалась. Согласования по бюджету в этом году были уже более конструктивные, спокойные, и зона разногласий и конфликтов несколько сократилась. Хочется пожелать, чтобы они и дальше двигались по этому пути, и каждый понимал, где находится реальная граница полномочий и ответственности.
— Как изменились отношения законодательной и исполнительной власти в регионе в 2006 году? Насколько эффективно строится совместная работа двух органов власти?
— Прошли выборы в Законодательное Собрание, появился новый состав. Здесь я бы скорее негативно оценил мнение губернатора, потому что совершенно очевидно, что он стремится подчинить себе региональный парламент, что пока еще не привело к каким-то негативным последствиям, но может к ним привести в дальнейшем, стратегически. С моей точки зрения, это ошибочная позиция, потому что она может нарушить глубинный баланс сил. И вот в ситуациях, когда Законодательное собрание должно будет проявить какую-то твердость, принципиальность и выступить противовесом исполнительной власти, оно может оказаться к тому времени лишенным воли к этому. Это, конечно, настораживает.
Думаю Законодательное собрание нового созыва пока еще не нашло себя. Здесь есть объективные причины, потому что оно избиралось по новому принципу, половина состава — люди, избранные по спискам. Это новая ситуация, когда у них нет конкретных округов, нет конкретных избирателей, соответственно, сама модель их поведения еще не устоялась. Кроме того, в новом составе, больше нет глав районов и городов. В прошлых созывах около четверти созыва составляли главы муниципальных образований, что, с одной стороны, противоречило Конституции и должно было быть исправлено, но с другой стороны, наличие этих людей, компетентных, представляющих интересы своих территорий, оно помогало Законодательному Собранию работать более компетентно, более ответственно. Сейчас отсутствие этих людей, нехватка их голоса, ощущается и пока не компенсировано. То есть средний уровень компетентности и ответственности Законодательного собрания понизился, будем надеяться, что временно. К сожалению, часть депутатов Законодательного Собрания пытается воспроизвести ту модель отношений с исполнительной властью, которая существует на федеральном уровне, когда Государственная Дума в высшей степени лояльна к Президенту. Такая чрезмерная лояльность дает негативные результаты, и Парламент достаточно некачественно исполняет свои функции, когда иногда принимаются «сырые» законы, потому что они лоббируются администрацией Президента и так далее. То есть функции фильтра Парламент не выполняет, поскольку недостаточно самостоятелен в решениях. Не хотелось бы, чтобы эта модель была перенесена на уровень региона, потому что здесь она даст еще более негативный результат. Законодательное Собрание должно быть на должном уровне компетентности и ответственности, обладать достаточным запасом достоинства, чтобы не ложиться под исполнительную власть. Вот этот процесс обретения своего лица Законодательным Собранием, он затянулся. Вы видели ряд не очень красивых историй, связанных с избранием нового заместителя председателя Законодательного Собрания, еще ряд сюжетов, которые говорят о внутренней нестабильности. Я думаю, было бы лучше не только для самого Законодательного собрания, но и для губернатора, областной администрации, если бы они имели в лице нашего регионального Парламента более сильного, более уверенного в себе партнера.
Что касается быстрого принятия бюджета в этом году, конечно, сказывается то, что сильная команда губернатора, и бюджет был лучше проработан. Но с другой стороны, сам по себе этот факт в будущем может иметь негативные последствия, поскольку исполнительная власть должна чувствовать, что за ней существует должный контроль, и у нее есть постоянный оппонент, который видит все ее текущие недочеты и может на них указать. Если этого не будет, и исполнительная власть будет чувствовать себя достаточно свободно, то это не пойдет ей на пользу. Мы видим по тем регионам, где законодательная власть жестко подчинена исполнительной, что там очень часть принимают не продуманные решения.
— Какое самое важное политическое событие в Нижегородской области в 2006 году, на Ваш взгляд?
— Думаю, это выборы депутатов в Законодательное Собрание. По своему стратегическому значению это событие номер один.
Автор: Нижний Новгород. РИА "Кремль". Декабрь,18