Оператор беспилотного транспорта. В России растет востребованность новых кадров
20 июня 2025 года, 12:52
На полях ПМЭФ рассказали, как меняется сфера логистики и какие специалисты требуются уже сегодня.
На форуме представили беспилотный КамАЗ — грузовик самостоятельно доехал до Северной столицы по трассе М-11 «Нева». Как тестируют такие транспортные средства и как водители-дальнобойщики становятся испытателями, в беседе с 360.ru рассказал генеральный директор компании NATCAR Илья Саттаров.
«Мы этот проект развиваем вместе с ПАО „КамАЗ“. Мы доказываем коммерческую целесообразность при доставке грузов таким транспортом в экспериментально-правовом режиме. Этот грузовик ехал с грузом в Петербург. До того, как он появился на форуме, выполнял коммерческий рейс», — пояснил он.
Саттаров обратил внимание, что на сегодняшний момент беспилотный грузовик не предполагает полное отсутствие водителя. Напротив, они выступают самыми настоящими испытателями при использовании подобной техники: отслеживают реакцию машин на трассе и при необходимости всегда готовы перехватить управление.
«В текущем режиме такой грузовик обладает своего рода высокотехнологичным автопилотом. Поэтому в данный момент водитель есть в кабине, мы его называем водитель-инженер, или водитель-испытатель. Он должен быть готов затормозить, руки лежат на руле. В случае необходимости обязан перехватить управление. А в процессе мы отсматриваем и анализируем, как машина реагирует на разные ситуации», — уточнил собеседник.
В настоящее время на трассе М-11 «Нева» работает 18 беспилотных грузовиков КамАЗ, 12 из них — второе поколение, третье уже в разработке. ЦКАД открыт для тестов, в 2026-м добавится трасса М-12 «Восток». В России, добавил эксперт, развивают несколько проектов беспилотности. В грузовом секторе, по его мнению, внедрение технологии произойдет наиболее быстро.
«Это обусловлено тем, что такие грузовики используют на федеральных высококлассных трассах. И по количеству событий разных (речь об аварийных ситуациях в том числе — прим. ред.) они отличаются от городских дорог. Поэтому мы инвестируем в этот проект, вкладываем в него много сил», — уточнил Саттаров.
Участие в проекте беспилотных грузовиков принимает огромное количество специалистов: на старте в него вкладываются производители, еще одна ступень — роль IT-специалистов, тех, кто пишет алгоритмы и создает цифровые двойники, то есть мозг автомобиля, который будет дублировать поведение водителя.
По мнению Саттарова, профессия водителя становится все более высококвалифицированной: вектор смещается в цифру и человек выполняет роль оператора беспилотного транспорта.
«А это уже очень интересно и полезно для популяризации профессии водителя и привлечения молодых кадров. Без молодежи нам не справиться», — заключил он.