Ольга Сенюткина: «Введение обязательного ЕГЭ по истории поменяет отношение к этому предмету в лучшую сторону»
22 сентября 2025 года, 07:30
Историк считает, что это также поможет сформировать у школьников правильную гражданскую позицию.

Фото с сайта НГЛУ
Один из дискуссионных вопросов современного образования касается введения обязательного экзамена по истории для поступающих в гуманитарные вузы. Эту идею уже поддержал президент РФ Владимир Путин, а также многие представители профессионального сообщества. В их числе — нижегородские историки. О том, зачем нужен такой экзамен и с какими сложностями придется столкнуться выпускникам при подготовке к нему, ИА «Время Н» рассказала профессор кафедры истории и мировой политики НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, начальник Международной междисциплинарной НИЛ «Историческая компаративистика, регионоведение и развитие восточно-азиатских территорий» Ольга Сенюткина.
— Ольга Николаевна, нужен ли сегодня обязательный ЕГЭ по истории для поступающих в вузы?
— Я считаю, что нужен. Это станет мотивацией в обучении для современных школьников, они станут более ответственно походить к освоению программы по истории. Большинство нынешних старшеклассников осознают, что история является таким же необходимым для гуманитария наряду с грамотным владением русским языком, умением делать базовые вычислительные расчеты и т. д. Иными словами, отношение к изучению истории в школе поменяется в лучшую сторону.
Кроме того, это может в формировании их гражданской позиции с точки зрения патриотизма. История — это наука о прошлом, а без прошлого, как известно, нет и будущего.
— Как вы оцениваете уровень по истории у выпускников школ?
— Пробелы в знаниях, безусловно, есть. Поэтому важно, чтобы интерес к данной учебной дисциплине зарождался с ранних школьных лет.
— Когда же нужно начинать готовиться к сдаче ЕГЭ по истории?
— Как и положено по школьной программе — с 5-го класса, то есть, с изучения Древнего мира. Хронологически программа построена правильно. При этом необходимо, чтобы при изучении истории было доверие и к учебнику, и к учителю.
— Что можете сказать о новой единой линейке учебников по истории?
— Можно отметить синхронное изложение материала по всеобщей истории и истории России. На мой взгляд, авторы хорошо постарались изложить материал доступным для школьников языком. Плюс есть связь с современностью.
Тем не менее, авторитетные специалисты, вникающие в содержание новых учебников, говорят об отсутствии в них историографических и методологических материалов. Правда, нужно ли в школе? Наверное, все-таки на этом уровне следует дать базовые знания, а методологию и историографию оставить для вузов.
— На что, по вашему мнению, следует сделать упор при составлении контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по истории?
— В них обязательно должны быть отражены основные события, в которых наша страна, наша нация проявляла мужество и стойкость. Это Отечественная война 1812 года, реформы Александра II, Первая мировая война, Великая Отечественная война. Это глобальные явления с точки зрения формирования мировоззрения у школьников.
— А СВО?
— Безусловно, по завершении специальной военной операции мы должны будем проанализировать данное историческое событие, которое также станет ключевым для изучения следующими поколениями.
Вообще, я внимательно слежу за тем, как меняются задания ЕГЭ по истории. С каждым годом КИМы становятся более продуманными. Школьники, сдающие этот предмет, в среднем набирают 80−85 баллов — это очень неплохо. Важно, что они обязательно умели работать с историческим документами, анализировали, выявляли причинно-следственные связи.
Автор: Кирилл Опекунский