ВторникВт, 14 октября 07:49 16+
Сейчас  °C
USD$ 80,85 ▼-0,34 EUR 93,92 ▼-0,13

Юрий Филиппов — о создании музея-заповедника

29 августа 2025 года, 12:20

Генеральный директор Нижегородского музея-заповедника дал интервью.

Генеральный директор Нижегородского музея-заповедника Юрий Филиппов в интервью на телеканале «Волга 24» рассказал о создании музея.

  • Расскажите, как возник музей-заповедник?
  • Официальной датой создания музея-заповедника считается 1896 год. Это произошло в рамках Всероссийской художественно-промышленной выставки, которая проходила в Нижнем Новгороде. Это было потрясающее явление для Нижнего Новгорода. Но вообще самой, наверное, первой отправной датой, я считаю, был 1867 год, когда Александр Серафимович Гациский, замечательный нижегородец, председатель Нижегородской архивной комиссии, задумался о собирании музейной коллекции, о сборе. И он вдохновил, как сейчас бы мы сказали, бомонд, творческую интеллигенцию Нижнего Новгорода на то, чтобы все приносили и начали собирать музей. И действительно, люди откликнулись, стали поступать тогда ещё в непонятный какой-то музей, разные старинные вещи. Он кочевал, в Доме дворянского собрания, в Ивановской башне Нижегородского Кремля находился. Но всё равно день рождения музея, год рождения, это 1896 год. В следующем году нам исполняется 130 лет. Нижегородский Кремль является нашим филиалом сейчас.

    Вообще, я всегда акцентирую на это внимание, но почему-то, знаете, нижегородцы как-то считают, что усадьба Рукавишникова — это краеведческий музей, хотя там краеведческого музея нет уже 30 лет. Что Нижегородский Кремль — это отдельно. Нет, Нижегородский музей-заповедник — это единый организм, имеющий много филиалов, усадьбы Рукавишниковых, Нижегородский Кремль, Технический музей, Музей истории и художественных промыслов, Кладовка галереи истории, Игрушечный музей, Арзамасский филиал — он, правда, сейчас у нас на ремонте, это музей городового магистрата, это единственный музей, который у нас вне Нижнего Новгорода.

    Вот, то есть это такой большой единый организм, как я иногда шучу, большое беспокойное хозяйство.
  • Вы рассказали, что в 1867 году люди начали собирать коллекцию все приносили экспонаты в музей.
  • Ну, не все, конечно, я имею в виду заинтересованные в этом, понимающие будущее. Да, и так коллекция пополнялась.
  • А сейчас такое бывает, что кто-то со стороны приносит вам интересные экспонаты?
  • Конечно, бывает.
  • А что, например, это может быть?
  • Всё что угодно. Чего я только за годы директорства не принимал, начиная от маленькой стеклянной чернильницы 20 века, заканчивая фарфором, или печатными изданиями, или старинными фотографиями. То есть вообще многие люди несут и готовы отдать безвозмездно.

    Помню, очень хорошее было пополнение отдела природы коллекцию жуков. Большая, там очень много коробок. Я сейчас на память не помню, сколько сотен или даже тысяч. По-моему, тысяч двадцать. Вот такая коллекция жуков. Супружеская пара собирали её всю жизнь. Ну, а потом поняли, что действительно ей место в музее. Вот нам они отдали эту коллекцию. То есть, вы знаете, от насекомых до печатных изданий, фарфора. Конечно, ювелирные украшения, особенно где содержатся драгметаллы, не несут, но это и понятно, кто понесёт очень дорогостоящие вещи.

    Хотя, вы знаете, с точки зрения музейщика, например, перстень с бриллиантом имеет такую же стоимость, как орудие труда первобытного человека. Или неизвестные фотографии Дмитриева. Хоть это просто вроде как листок картона, да, но всё равно для истории.
  • Расскажите, у вас есть постоянная экспозиция. Какие бывают тематические выставки?
  • Постоянная экспозиция у нас в Техническом музее. Это удивительный музей, это личная коллекция одного человека — Хортина Вячеслава Викторовича, который собирал ее на протяжении 30 с лишним лет. Сейчас это личная коллекция принята нами на временное хранение в Техническом музее. Можно считать её постоянной экспозицией, хотя там всё равно немножечко иногда что-то меняется, потому что Вячеслав Викторович у нас человек совершенно неугомонный, и когда он приобретёт и отреставрирует новый какой-то экспонат, он обязательно там находит место для этого. Я иногда ругаюсь, потому что там и так уже огромное количество предметов, но иногда что-то там убирается. Дело в том, что там многие предметы разрешено трогать. Ну, а если разрешено трогать, значит, они часто нуждаются в ремонте и реставрации. Так как это его собственность, вот он, этот добрый человек, разрешает. Это нарушение музейных правил, но коль скоро это личная коллекция, это допустимо. Также постоянная экспозиция и в игрушечном музее. Это в аренду нам сдаёт другой коллекционер, Александр Лавров. Игрушки советского периода, тоже замечательный музей. Ну, про усадьбы Рукавишниковых, вы знаете, тоже сложно сказать, что там есть у нас постоянная экспозиция. Там, конечно, долгоиграющие выставки, некоторые стоят по году. У нас, я помню, была очень успешная выставка, посвященная Шаляпину. Потом, например, подвигу крейсера «Варяг», когда была юбилейная дата со дня сражения в бухте Чемульпо. А вообще годовая выставка, она и может считаться какой-то постоянной экспозицией. Не вот там выставки-однодневки. Такого у нас нет. У нас в основном уж если выставка, то она хотя бы туристический сезон отстоять должна. Почему? Потому что, например, усадьба Рукавишникова так устроена. Если там в каких-то залах менять экспозицию, люди всё равно должны проходить через эти залы. Конечно, с одной стороны, это здорово, когда посетители видят работу музейщиков, потому что знаете, как большинство людей представляют работу музейщиков? Да что там, сидят они, чай пьют, сидят, как Царь Кощей, над златом чахнут над своими фондами, ничего не хотят показывать. На самом деле, это совершенно не так. Даже люди очень спокойной профессии, это хранители, они и то находятся в постоянной работе, работают с фондом. Одно обеспыливание чего стоит? Особенно, когда у тебя в фонде, например, тысяч 20−25 предметов. Такое тоже бывает. С ними постоянно приходится работать, следить за их сохранностью и так далее, принимать какие-то профилактические или вообще даже превентивные меры.

    Какие выставки сейчас у нас работают? В Нижегородском Кремле у нас знаковая выставка. Она находится в Дмитриевской башне и называется «Сороковые роковые» (6+), посвящена Великой Отечественной войне, но тематика очень редкая. Очень мало музеев делают выставки именно по такой тематике. Она посвящена простому горьковчанину, то есть простым людям, которые жили, работали в тылу, члены семьи уходили на фронт, понимаете, которые ковали победу в тылу.

    С ней перекликается другая выставка в Зачатской башне, которая так и прямо в лоб называется «Победа ковалась труде и бою» (6+). И она уже посвящена непосредственно трудовому подвигу на заводах горьковчан и горьковчанам, которые ушли на фронт. А вот в Дмитриевской башне быт тыла. Там, вы знаете, экспонаты, начиная там от куска мыла, которое было выпущено в 1941 году, заканчивая драгоценными украшениями — отдельная витрина у нас там стоит. Там драгоценности, драгметаллы. А почему, вроде какое-то отношение? А это на толкучку сносили менять на хлеб. Те, кто голодали, из дома уносили последнее, свои драгоценности, какие-то дорогие вещи, которые можно было обменять на продукты питания или на мыло, на что-то.
Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Культура
Закрытие автосезона состоялось на трассе «Нижегородское кольцо» 12 октября
Крупнейшее мероприятие осени привлекло на НРинг сотни нижегородцев.
Общество
Мотосезон закрывается в Нижегородской области 11 октября
В парке Победы собравшихся ждет патриотическая концертная программа.
Общество
Рак молочной железы: важность ранней диагностики для женщин
Общество
Елена Сидорова-Мелихова: донорство должно быть ответственным и регулярным
О деятельности нижегородского областного донорского центра имени Н. Я. Климовой мы поговорили с его менеджером по связям с общественностью Еленой Сидоровой-Мелиховой.