Портреты на фоне великой страны
30 ноября 2011 года, 13:31
Около Мраморного дворца в Петербурге есть известный памятник императору Александру III скульптора Паоло Трубецкого: кряжистая, волевая фигура царя воплощает в себе несгибаемые идеалы русскости и государственности. Таким и был царь-миротворец и в проводимой им политике, и в жизни. Чего стоят только его слова, сказанные перед смертью сыну-приемнику престола Николаю II: «У России лишь два союзника - ее армия и ее флот».
Сегодня, спустя более сотни лет, мы понимаем справедливость этого высказывания и то, что, несмотря на прошедшие годы, России надеяться, кроме как на саму себя, не на кого. Как и то, что декабрьские выборы Государственной Думы - только генеральная репетиция более ответственных мартовских выборов президента, поскольку, нравится кому-то или нет, Россия - страна с президентским правлением. Понимаем, что от результатов думского голосования будет зависеть расстановка сил в марте, а, значит, и то, каким курсом будет идти наше государство в ближайшие 5 лет. Претенденты на должность капитанов тоже загадки ни для кого не представляют. Поэтому, интересно бы было сравнить их психолого-политические портреты на фоне страны, которая, не сомневаемся, по праву может и должна называться великой. А на самом деле, что мы знаем о вождях, претендующих на очередную вахту у кормила власти?
Мымринский учитель
Психологи, и вполне справедливо, утверждают, что все черты характера человека закладываются в детстве.
Геннадий Андреевич Зюганов родился 26 июня 1944 года в селе Мымрино Хотынецкого района Орловской области. Как отмечают психологи, он - учитель не только по происхождению, но и по натуре. Между прочим, в роду Зюгановых 300 лет учительского стажа: родители - учителя, жена - сначала ученица, потом тоже учительница. У него даже внешность сельского учителя - лобастая голова, короткие крепкие ноги и тяжелые руки крестьянина. Собственно говоря, и начинал свою трудовую биографию лидер сегодняшних коммунистов с учительства: окончив в 1961 году с серебряной медалью родную мымринскую школу, Геннадий Андреевич, не имея специального образования, год проработал в ней учителем, и лишь после этого поступил на физико-математический факультет Орловского педагогического института.
Ох, уж эти сельские учителя! Как в старом анекдоте: сами не понимаем, но преподаем! Кстати, сельский учитель Махно стал подтверждать мысли князя Кропоткина пулеметом. Ленин вроде бы тоже из учительской семьи, а организовал-таки революцию. Но в случае с Зюгановым - все сложнее: Геннадий Андреевич в учительстве на самом деле не видит свое призвание, все же остальное - так, жизненные обстоятельства, необходимость. Политики его возраста и положения пишут мемуары или, в крайнем случае, стихи. Их редко заботит подтверждение у авторитетных специалистов в данной области своего права руководить и своей квалификации. Зюганову, как прилежному учителю, похоже, такое подтверждение требуется.
Питерский хулиган
Хотя есть все формальные основания называть Путина выходцем из социальных низов советского общества, к числу семейных факторов «памяти сердца», несомненно, относится фактор некоторой сопричастности к власти - работа деда на обслуживании дач Ленина и Сталина, а также служба отца во время Великой Отечественной войны в спецчастях.
Так или иначе, но Владимир Владимирович Путин вырос в семье с весьма скромным достатком, жившей в питерской коммунальной квартире на пятом этаже без лифта со всеми бытовыми дрязгами на общей кухне. Он родился 7 октября 1952 года. Получивший инвалидность по тяжелому ранению на фронте отец работал слесарем на вагоностроительном заводе, мать - санитаркой. Владимир оказался ребенком поздним и единственным. В семье была принята немногословная строгость к сыну со стороны отца и трогательная забота со стороны матери. Говорящая об отношениях в семье деталь: мать Путина окрестила его при рождении втайне от отца. Вместе с тем, такая атмосфера сформировала в нем черты примерного семьянина и приверженца традиционных семейных ценностей.
Учителя школ, в которых он обучался, с трудом могут выделить его среди других учеников чем-то особенным, упоминая лишь про чтение книжек о разведчиках. Можно сказать, что до начала занятий в спортивной секции воспитывался нынешний премьер-министр не столько учителями, сколько уличной компанией.
Из-за неброской внешности Владимир испытывал острые проблемы, связанные с завоеванием своего места в подростковом и юношеском коллективе. До шестого класса они решались традиционным для нормально развивающихся мальчишек способом - драчливостью и возмутительными, на взгляд взрослых, выходками. Кстати, из-за хулиганской репутации Путина приняли в пионеры с запозданием на три года.
Однако к концу обучения в школе Путин кардинально изменил стереотипы поведения. Прежде всего, он был вынужден быстро исправлять свои невысокие оценки по некоторым предметам, поскольку с ними тренер не допускал к занятиям по самбо. А занимался спортом Владимир Владимирович с полной самоотдачей.
Большая политика
Итак, Зюганов до прихода в большую политику прошел пединститут, получил опыт комсомольской работы, секретаря райкома и горкома КПСС, заведующего отделом пропаганды и агитации…
После создания Коммунистической партии РСФСР в июне 1990 года на I учредительном съезде Зюганов был избран секретарем ЦК. На II Чрезвычайном съезде Коммунистической партии Российской Федерации (КП РФ) 13-14 февраля 1993 года был избран членом Центрального исполнительного комитета партии, а на первом организационном пленуме ЦИК КП РФ - председателем ЦИК. После роспуска парламента в 1993 году участия в силовом противостоянии защитников Конституции с Ельциным не принимал, а, напротив, призывал граждан к «спокойствию».
12 декабря 1993 года Геннадий Андреевич был избран депутатом Государственной Думы по федеральному списку КПРФ. С тех пор парламент России без личности главного оппозиционера представить невозможно.
Путин, мечтавший о работе разведчика, воплотил свои мечты в жизнь. Окончив юридический факультет Ленинградского государственного университета, он был направлен на работу в органы государственной безопасности, находился в служебной «командировке» в ГДР, был председателем Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга, первым заместителем председателя Питерского правительства, заместителем руководителя администрации Президента РФ, директором Федеральной Службы безопасности, секретарем Совета Безопасности РФ. В августе 1999 года был утвержден Государственной Думой, где тогда доминировали левые, Председателем Правительства РФ.
Владимир Путин дважды (в 2000 и 2004 году) на общероссийских выборах избирался Президентом Российской Федерации.
Слово и дело
Если, опять-таки, рассуждать с точки зрения психологии, учитель Зюганов не относится к учителям человечества - тем, кто выдвигает новые идеи и ведет за собой. Это преподаватель, пользующейся готовыми истинами, которые находятся не в головах авангарда, а на полках общедоступных библиотек. И обращается он не к людям вообще, не к последователям, а к «школьникам», к тем, кто слушает его для того, чтобы учиться «грамоте». Хороший преподаватель не забывает, что в разных аудиториях слушают по-разному. Зюганов весьма чуток к уровню восприятия и понятийному аппарату своих слушателей. С единомышленниками он говорит на привычном им «партийном» языке, с иностранцами - в рамках понятий европейского либерализма, со служителями церкви использует язык православия. Желающий найдет у него разъяснения по самым разнообразным вопросам, обнаружит такие перлы, как «разрушение материальной базы инфраструктуры отечественной культуры» и одновременно незамысловатое деревенское просторечие.
Для учителя конкретный случай имеет воспитательное, а не проблемное значение, и интересен не сам по себе, но в качестве элемента учебного процесса. Так, выступая в Думе по поводу событий в Буденновске, он начинает с того, что «…все мы являемся заложниками этого (президентского) курса и этой политики». Далее - примеры прошлых ошибок…
При этом самые отвратительные учительские привычки - злопамятство, занудство - проявляются в нем в наиболее острой форме. Именно в этой стилистике ведет Зюганов полемику со своими оппонентами. Повторения раздражают сами по себе, не говоря уже о повторении банальных истин. Зюганов без этого, видимо, не может: учитель перестает повторять пройденное, лишь когда ученики твердо усваивают материал.
Если продолжать говорить о характере Зюганова, то нельзя обойти вниманием и выработавшейся за годы пребывания на вершине власти КПРФ авторитаризм. Зюганов не терпит даже намека на критику. Именно поэтому партию покинули все яркие представители оппозиции, уступив место тем, кто слепо смотрит в рот своему вождю.
Продукты своей деятельности, которые Зюганов чаще всего упоминает, это слова - выступления, книги, программы, конференции. Не действия, а планы, концепции действий. Поэтому, в самые решающие моменты борьбы, когда надо проявлять принципиальность, Геннадий Андреевич предпочитает уходить в тень - в свою «непримиримую» оппозицию. Так, например, было в 1996 году, когда главный коммунист сдал президентский пост Ельцину. Одним словом, учитель, умеющий объяснить, как быть должно, но совершенно не способный на практике применить свои знания.
Дело и слово
Статус Путина как сотрудника спецслужб создал среди населения образ этакого «супер-Штирлица 80-х годов». Вместе с тем, служба в органах не могла не наложить свой отпечаток. Прежде всего, это проявляется в обостренном чувстве собственного достоинства - как в личностном, так и в гражданском плане. Один из его руководителей определил это качество Путина как «абсолютную порядочность».
Да, Путин оказался в нужное историческое время на нужном месте. Такая фантастическая карьера Путина на постсоветской государственной службе была бы просто невозможна во время СССР для 38-летнего подполковника. Но неожиданное назначение директором ФСБ в июле 1998 года он воспринял не как свалившееся счастье, но как служение, а в марте следующего года предложение занять пост секретаря Совета безопасности - даже как вызов, проверку личных качеств.
Говоря о качествах его характера, следует отметить, что при всей своей внешней сухости Владимир Владимирович - фигура романтичная и в чем-то сохранившая непосредственность детской реакции. Эта черта проявилась у него, в частности, в решении полететь за неделю до президентских выборов в Чечню на двухместном истребителе «СУ-27» - в нарушение всех правил обеспечения безопасности первых лиц государства.
По его собственному выражению, он «следует не конъюнктуре, а идеалам и установкам». Склонности к абстракциям, планам и моделям у Путина не наблюдается. Ему достаточно принципов. Дело ближе ему, чем слово, причем конкретное дело - близкое и понятное. Поэтому, с момента ареста Ходорковского, Владимира Владимировича уже не стоит рассматривать как техническую фигуру в чужой политической игре. Уйдя от роли технического президента, - в отличие от многих представителей российской элиты - Путин не является по своей сути человеком, готовым «идти по трупам» ради власти. Однако, вместе с тем, он - человек реагирования на внешнюю угрозу или целевую установку. Причем реагирования жесткого и бескомпромиссного. Вся вторая чеченская кампания оказалась возможной лишь потому, что Путин не сомневался в моральной правоте своего выбора в пользу ответа ударом на удар и уничтожения бандитско-террористического анклава на территории РФ. О провозглашенной им «диктатуре закона» сказано также много.
При всей своей внешней невозмутимости Путин - чрезвычайно эмоциональный, чувствительный и восприимчивый человек. Когда Владимира Владимировича «прорывает» всплеск эмоций, то его суждения сразу становятся ярко интонационными и весьма категоричными. Для Путина, также как и для подавляющего большинства сотрудников спецслужб, при всем соблюдении формальных приличий характерно более жесткое, чем это принято обычно, деление мира на «своих» и «не-своих». Путин недоверчив к новым для себя людям, - в сущности, он склонен верить только тем знакомым, отношения с которыми проверены многолетним опытом. На совещаниях на реплики малознакомых или совсем новых для него людей реагирует обостренно-внимательно - как на возобновившееся тиканье часового механизма в обезвреживаемой бомбе. Привыкает к своим сотрудникам очень долго, но и привычки к быстрому отвыканию от них не имеет. При этом, «задолизательские» восторги некоторых чиновников заметных широкой публике проявлений серьезной мании величия у Владимира Владимировича не сформировали. Ведь эта публика явно не является для Путина авторитетным источником оценки его деятельности. Поэтому, говоря о «достойной жизни», он понимает ее «в том самом смысле, какой ее хотят видеть и в какую верят большинство сограждан». «Как вижу нашу жизнь и я сам, будучи русским человеком».
При этом ему близок немецкий менталитет, правильный и упорядоченный, и не может не раздражать американский невротизм, болезненное желание примирить закон и индивидуальность. К числу нерадикальных российских идеологий Путин относит и «русскую идею», которую сводит к четырем ценностным установкам - державности, патриотизму, государственничеству и социальной солидарности.
Автор: Александр Силаев