ВторникВт, 27 сентября 08:24 16+
Сейчас +8 °C Днем +11…+12
USD$ 58,00 ▼-0,10 EUR 55,93 ▼-0,55

Нижний Новгород сможет выступить драйвером развития российского речного судоходства

10 сентября 2022 года, 11:13

Нижегородский регион вновь оказался в федеральной повестке с опытом организации речных перевозок.

Нижний Новгород сможет выступить драйвером развития российского речного судоходства

7 сентября председатель Государственной Думы РФ Вячеслав Володин посетил Нижний Новгород с рабочим визитом. Программа визита была достаточно насыщена. Он принял участие в выездном заседании Молодежного парламента при Госдуме, которое впервые прошло в Нижнем Новгороде.

Нижний Новгород не случайно был выбран в качестве площадки выездного заседания. Свою роль сыграло и преображение города к 800-летию, и поддержка со стороны руководства Нижегородской области. Но определяющим фактором стала успешная работа нижегородского молодежного парламента. Показателем его эффективной работы является тот факт, что ребята, прошедшие школу молодежного парламента Нижегородской области, сегодня работают в качестве депутатов городской Думы, регионального Заксобрания. А один из первых участников нижегородского молодежного парламента принял участие в этом заседании уже в качестве депутата Госдумы.

Важной частью визита Вячеслава Володина стала проблема организации в регионе речных перевозок. Точнее, проблема применения нижегородского опыта развития речных перевозок на Россию в целом.

Эта проблема актуальна для нашей страны в связи с ее обширными территориями, с недостаточным масштабом развития сети железнодорожных и автомобильных дорог. Даже в европейской части России есть территории, до которых, вспоминая слова известной песни, «только самолетом можно долететь». А за Уралом речные артерии сибирских рек оказываются единственными магистралями, связывающими обширные малозаселенные территории. Далеко не случайно, что первые возрожденные суда на подводных крыльях «Валдаи», построенные в нашем городе, были направлены в районы Сибири. Сегодня их приобретают и другие регионы России.

Именно поэтому на протяжении многих столетий главной транспортной сетью России были ее многочисленные и полноводные реки, которые служили основными торговыми магистралями и связывали основные регионы империи в единое целое.

Нижний Новгород расположен на слиянии двух крупных рек: Оки и Волги. С давних времен в нашем регионе развивалось речное судоходство. Именно такое расположение города позволило организовать здесь Нижегородскую ярмарку, а городу стать «карманом России». Да, в двадцатом столетии железнодорожный и автомобильный транспорт потеснили речные перевозки, особенно в отношении международных контактов. Но на внутреннем рынке речная сеть всегда была одной из основных торговых артерий. В советское время широкое распространение получило и пассажирское судоходство. Многие нижегородцы помнят время, когда у городских причалов одновременно стояло по пять — десять пассажирских лайнеров, заполненных пассажирами со всего СССР.

В 80-е годы прошлого столетия Горький (Нижний Новгород) называли портом пяти морей, который включал в себя Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря. Река Волга — основа Единой глубоководной системы европейской части страны. Поэтому отрасль судостроения была очень мощной, строился грузовой и пассажирский флот «река-море».

Горьковский порт и Казанский порт были самыми крупными по грузопереработке. Это связано с тем, что, во-первых, они располагались на перекрестках таких водных артерий, как Волга-Ока и Волга-Кама, плюс сами по себе эти города являлись крупными промышленными центрами.

Однако после распада СССР речные перевозки — как пассажирские, так и грузовые — претерпели значительные изменения не в лучшую сторону. Достаточно отметить, что в городе, который совсем недавно по праву считался столицей Волжского бассейна, сегодня не стало даже речного вокзала. Не надо удивляться. То здание, которое строилось и долгое время было речным вокзалом, сегодня является офисом речного пароходства. На набережной нет залов ожидания, нет нормальных условия для туристов и пассажиров. В силу известных причин оказались разорваны традиционные туристические маршруты по Волге. Невозможно путешествовать по когда-то популярному кольцевому маршруту Москва — Нижний Новгород — Москва.

Думаю, далеко не случайно губернатор предложил председателю Государственной Думы побывать на Стрелке. Именно на Стрелке Вячеславу Володину представили новое речное пассажирское судно «Соталия», которое построено по заказу Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Отличительная особенность судна — модульный корпус, который может адаптироваться под различные задачи. Никитин напомнил, что осадка судна, названного в честь речного дельфина, составляет всего 0,5 метра, что позволяет ходить на маловодье. Кроме того, «Соталию» можно использовать как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. Практически все оборудование и материалы этого судна — отечественные.

Нижегородская область проводит серьезную работу по развитию речных перевозок. В навигацию 2022 году совершено уже около 2 тысяч рейсов, перевезено более 60 тысяч пассажиров. Кроме развития новых направлений, регион также закупает причалы для скоростных судов, модернизирует существующую инфраструктуру.

В ходе представления нижегородского опыта было высказано предложение о возможности использования «Валдаев», «Метеоров» и другого скоростного водного транспорта для создания скоростного флота экстренной медицины. Предполагается, что их можно будет задействовать во многих регионах, где есть реки. Вячеслав Володин заинтересовался нижегородским опытом, отметил большую работу Нижегородского правительства, связанную с организацией речных перевозок.

Он предложил, подключив профильные комитеты Госдумы по транспорту, промышленности, экономике, региональной политике во взаимодействии с Правительством РФ обсудить этот вопрос и сформулировать решения, которые позволят развивать речной транспорт не только в акватории Волги, но и в других регионах России. Как справедливо подчеркнул Глеб Никитин, мы не просто развиваем новые направления, но и закупаем причалы для скоростных судов, модернизируем существующую инфраструктуру.

Итогом обсуждения этой проблемы, стало предложение в сентябре-октябре провести в Нижнем Новгороде выездное заседание профильных комитетов Государственной Думы с приглашением представителей Правительства РФ по вопросам развития речного транспорта в регионах. Таким образом, надо признать, что наш регион стал актором федеральной повестки по одному из важнейших направлений развития России в условиях санкций. А значит, и предстоящие пилотные проекты по решению многогранной и сложной проблемы развития речного судоходства будут реализовываться именно в нашем регионе. Не сомневаюсь, что в очередной раз нижегородский опыт будет применяться во всех регионах России. И уверен, что успею вновь увидеть вереницы судов и пароходов на фарватере Волги и Оки, как это было не так уж и давно.

Это и доказательство того, что команда Глеба Никитина занимается делом, последовательно решая одну проблему за другой и закладывая очередной «кирпичик» в будущую копилку реализованных задач перед предстоящими губернаторскими выборами.

Автор: Александр Суханов



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Общество
Месяц с запуска новой транспортной схемы: явные улучшения и очевидные недоработки
ИА «Время Н» проанализировало ситуацию с транспортом в Нижнем Новгороде и провело на своём сайте опрос на эту тему.
Политика
Глеб Никитин и его команда претворяют в жизнь планы, считавшиеся ранее недостижимыми
За пять лет в регионе наметился прорыв в сфере транспорта и дорожного строительства.
Общество
Топ-8 изумительных мест: куда нижегородцам съездить в выходные
ИА «Время Н» подготовило подборку мест Нижегородской области, откуда можно увезти не только яркие впечатления, но и красивые фотографии.
Общество
Суханов: наступил переломный момент в борьбе за историческое будущее
Политолог объяснил важность референдумов в Донецкой и Луганской народных республиках.