Нижегородские педагоги рассказали о роли творчества Пушкина в современной школе
6 июня 2025 года, 16:35

Фото предоставлено пресс-службой Мининского университета
Личность и творчество Александра Сергеевича Пушкина стали основой русского культурного кода, рассказала кандидат филологических наук, зав. кафедрой русской и зарубежной филологии Мининского университета Юлия Маринина.
Она напомнила, что с творчеством поэта дети знакомятся задолго до школы, это происходит не только в учебной среде, но и в неформальной обстановке.
«Современная культура использует образ Пушкина в мультфильмах и фильмах (думаю, все помнят выпуски журнала „Ералаш“, в которых появляется Александр Сергеевич), художественной литературе для детей, анекдотах, комиксах, спектаклях», — подчеркивает кандидат филологических наук, зав. кафедрой русской и зарубежной филологии Юлия Маринина.
Таким образом, пушкинский миф в современной культуре продолжает создаваться, в том числе благодаря новым формам: интернет-пространству, литературным мемам и социальной рекламе, сезонному меню ресторанов и т. п. Однако основа — восприятие пушкинского мифа как части национальной культурной памяти — остается незыблемой вне зависимости от новых форм воплощения.
Изучение творчества Александра Пушкина в школе играет ключевую роль в воспитании гармонично развитой личности, формируя у детей глубокий интерес к литературе и искусству. Внеурочные мероприятия: театральные постановки, конкурсы чтецов, литературные гостиные, — помогают оживить классику.
«Нравственные проблемы, затрагиваемые писателям, актуальны до сих пор, именно поэтому проза Пушкина вызывает интерес у подростков. Интересен тот факт, что именно произведения А.С. Пушкина являются самыми привлекаемыми в качестве аргументации в итоговых сочинениях по русскому языку и литературе», — рассказала кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии Анна Латухина.
Активно используют творчество Пушкина для защиты курсовых работ и студенты. В этом году пройдет защита исследования пушкинских путевых заметок «Путешествие в Арзрум».
«Пушкина цитируют, любят и каждый раз, соприкасаясь с его биографией, творчеством, размышлениями о судьбе государства и его истории, открывают для себя заново. Погружение в творческое наследие Пушкина воспитывает в подрастающем поколении чувство гордости за национальную культуру и формирует прочную духовную основу для дальнейшего развития», — говорит доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной филологии Елена Дзюба.