«Монах из Шаолиня тренирует артистов в Нижегородском цирке»
5 августа 2008 года, 18:38

5 августа в Нижнем Новгороде начались гастроли китайского цирка из города Кайфын. Программа «Золото Китайского цирка» будет идти на арене Нижегородского цирка две недели. Потом артисты отправятся в Пекин, где им предстоит выступить на закрытии Олимпийских игр. О том, какие номера покажут нижегородцам и зрителям Олимпиады китайские артисты, а также о китайском цирке вообще корреспонденту РИА «Время Н» рассказал руководитель гастролей китайского цирка Юрий Дворников.
— Юрий Николаевич, чем отличается китайский цирк от российского?
— В Китае цирковое искусство — это очень уважаемое занятие. К артистам цирка там относятся так, как у нас, скажем, к артистам балета. Но, в отличие от наших танцовщиков, китайские артисты цирка очень хорошо зарабатывают. Профессия циркового артиста в Китае — очень высокооплачиваемая, но это честная плата за огромный, многолетний труд.
В китайском цирке совсем другая подготовка артистов. У нас в цирке может выступать любой человек, подготовивший свой номер и получивший одобрение специальной комиссии. В Китае артистов цирка начинают целенаправленно готовить с 5 лет. Старые артисты ездят по стране — по городам и деревням — и выискивают талантливых детей. Таких ребятишек забирают из семьи и отправляют в цирковые интернаты, которые есть в каждой провинции. В этих интернатах дети живут до 18 лет и не имеют права отлучаться ни на день. Родители изредка могут приезжать к ним в гости. Все время дети посвящают тренировкам. Уже к двенадцати годам это профессиональные артисты, получившие сложнейшую общефизическую подготовку. Причем у них нет специализации на фокусников, акробатов или эквилибристов. Китайские артисты — универсалы.
— Но среди китайцев нет дрессировщиков. Почему?
— Такова традиция: в древнекитайском цирке никогда не было дрессированных животных. По этическим соображениям дрессурой не занимаются и сейчас. Номер «Золотые львы Китая» — это не дрессированные животные, как можно было бы подумать, а умелая стилизация. Это один из самых красочных и эффектных номеров программы китайского цирка города Кайфын, в котором участвует несколько человек: одни изображают львов, другие — дрессировщиков. Под маской льва скрывается два артиста, но зритель их не видит, так как они спрятаны под его лохматой шкурой. «Львы» танцуют, прыгают как настоящие акробаты, балансируют, стоя на шарах или высоких постаментах. У зрителей эта веселая чехарда неизменно вызывает восторг.
Кстати, в китайском цирке нет не только дрессировщиков, но и клоунов. У китайцев вообще отсутствует клоунада. Правда, по просьбе российских коллег, китайские артисты из города Кайфын подготовили-таки свою клоунаду — такую, как они себе ее представляют. И это станет сюрпризом для нижегородских зрителей.
— Правда ли, что китайских акробатов тренируют монахи Шаолиня?
— Город Кайфын действительно расположен недалеко от знаменитого монастыря Шаолинь. И это соседство, конечно, повлияло на развитие цирка Кайфына. Китайские артисты цирка вообще и артисты из Кайфына в особенности отличаются превосходным владением собственным телом. Акробатика, эквилибристика и эксцентрика — вот главные жанры китайского цирка. И у нас действительно работает монах из Шаолиня, который тренирует акробатов. Мы одно время даже делали совместную программу цирка и монахов Шаолиня. Сейчас, кстати, занимаемся подготовкой программы «Джеки Чан и монахи».
— Может ли иностранец выступать в китайском цирке?
— Это исключено. Вся система подготовки артистов построена так, что принять участие в программе китайского цирка может только китаец, с раннего детства не занимавшийся ничем другим, кроме подготовки себя к карьере циркового артиста. Правда, было одно исключение, которое, скорее, подтверждает правило: однажды с китайским цирком выступал испанский артист. Он был очень хорошо тренирован, но, тем не менее, так и не прижился в труппе.
— Как обустроились китайские артисты цирка в Нижнем Новгороде? Успели они посмотреть город?
— Посмотреть Нижний Новгород они еще не успели — труппа приехала с гастролей в Сочи только сегодня ночью. У них очень плотный график гастролей. Но артисты уже приноровились к такой жизни. С собой они возят двух поваров, которые готовят им ту пищу, к которой они привыкли. Ежедневно мы ездим на рынок и закупаем необходимые продукты, а повара, используя различные приправы, привезенные из Китая, готовят еду. Они даже хлеб пекут свой — готовят его на пару.
— Большинству артистов труппы — 16−18 лет. Как складываются отношения между девушками и юношами? Романы у вас случаются?
— Кайфын, откуда все эти ребята родом, — очень пуританская провинция. Там даже взять девушку за руку считается неприличным. Так что нравы в коллективе строгие. В одном из российских городов, где мы были с гастролями, местная газета даже вышла с заголовком «В Китае секса нет». В отношении этих ребят в этом утверждении есть доля правды. Надо сказать, что в труппе вообще сложились очень теплые отношения. И тренеры относятся к ним очень бережно. Это вообще характерно для Китая — трепетное отношение к детям. По просьбе артистов в Росси мы на каждое представление обязательно приглашаем бесплатно многодетную семью. Для Китая несколько детей в семье — это очень необычно. Там можно иметь только одного ребенка, а нарушивших запрет сурово наказывают. Поэтому для китайцев многодетная семья — это диковинка. Они очень торжественно встречают такие семьи и дарят ребятишкам маленькие подарки.
— Известно, что после гастролей в Нижнем Новгороде китайская труппа отправится в Пекин на закрытие Олимпиады. Какие номера они покажут там?
— Акробатику, конечно. Это лучший акробатический цирк в мире, и зрителям Олимпийских игр артисты из Кайфына покажут те же номера, что и нижегородцам. Так, например, древнейший аттракцион «Игра с тарелочками» — это визитная карточка цирка из Кайфына. Артистки даже получили высшую награду в сфере циркового искусства Китая — золотую медаль на Всекитайском конкурсе цирков — за этот номер. Не менее сложны и интересны и другие номера, которые есть и в программе, привезенной в Нижний Новгород: воздушные композиции, роликобежцы, сложнейшие композиции на велосипедах, номер с бамбуковыми катушками, кручение зонтов ногами (у китайцев очень развито искусство жонглирования ногами). Любой из этих номеров достоин того, чтобы быть показанным на Олимпиаде.
Автор: Корр. Елена Жаркова