ЧетвергЧт, 28 марта 13:01 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,59 ▲0,02 EUR 100,27 ▼-0,14

В Нижегородской области наступает новый этап приватизации

25 марта 2021 года, 16:22

В 2021 году российской приватизации исполняется 30 лет.

В Нижегородской области наступает новый этап приватизации

3 июля в 1991 году Верховный Совет России, тогда еще РСФСР, принял первый нормативный акт: закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий». Для тех, кто не знает, напомним, что еще в апреле 1992 года в Нижнем Новгороде был проведен первый в России аукцион по продаже предприятий торговли, бытового обслуживания и общественного питания, на который приехали авторы программы приватизации Егор Гайдар и Анатолий Чубайс.

Приватизация, проведенная в начале 1990-х гг., до сих пор остается одним из самых противоречивых сюжетов в современной истории России. Первоначально предполагалось, что население сможет использовать накопленные в сберегательных кассах средства для участия в приватизации. Ведь накопления граждан составляли в 1990 году треть ВВП СССР. Однако, проведенная ранее либерализация цен запустила процесс галопирующей инфляции (168% в 1991 году, 2608% в 1992 году), которая снизила покупательную способность накоплений граждан до 2%. Тем самым свои накопления граждане не могли использовать в процессе приватизации. Понятно, что это было кому-то очень выгодно.

Поскольку счета граждан обесценились, за основу российской приватизации взяли чешскую модель — чек (ваучер). Вместо открытия счетов населению решили раздать ваучеры. Но не бесплатно, а за 25 рублей. Небольшие деньги, но вполне характеризуют авторов приватизации. Большинство населения не имело ни малейшего представления о приватизационных чеках (ваучерах), не понимало, что с ними надо делать. Разъяснение господина Чубайса, что на один ваучер можно будет купить два автомобиля «Волга» (самый престижный автомобиль для населения того периода), ничего не объясняло. Две «Волги», но неизвестно когда, а здесь и сейчас предлагают живые деньги. И многие стали продавать их скупщикам за две бутылки водки. Согласно статистике, около 25 миллионов россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды (большинство из которых так никому и не выплатили никаких дивидендов), примерно 40 миллионов — в акции различных предприятий (большинство из которых быстро исчезли с рынка), треть владельцев ваучеров их продали.

В чековых и залоговых аукционах могли участвовать только владельцы крупных пакетов ваучеров, скупленных у населения. Реальная рыночная стоимость пакета акций, который можно было получить в обмен на один ваучер, колебалась в широких пределах. Например, в Нижегородской области в 1994 г. один ваучер можно было обменять на 2000 акций РАО «Газпром» (их рыночная стоимость в 2008 г. составила порядка 700 тыс. рублей). Всего по февраль 1994 года было проведено более 9 тысяч аукционов, на которых было использовано 52 млн ваучеров. По имеющимся данным, в 1991—1992 годах было приватизировано 46,8 тысячи государственных предприятий, в 1993 году их число возросло до 88,6 тысячи, в 1994 году — до 112,6 тысячи. В их числе, были приватизированы 92% предприятий цветной металлургии, 95% химической и нефтехимической. В 1994 г. на приватизированных предприятиях черной металлургии уже в 1994 г. производилось 99% продукции. В 1996 году было официально объявлено о полной приватизации легкой промышленности, а к 1997-му была завершена приватизация предприятий гражданского машиностроения, лесодобывающего и лесоперерабатывающего комплекса, промышленности строительных материалов и пищевой промышленности — включая производство алкогольных напитков и табачных изделий.

Отсутствие бюджетных средств вынудило правительство провести так называемые залоговые аукционы. Крупные бизнес-структуры предложили кредитовать правительство под залог крупнейших предприятий. Согласно условий договора, если государство не могло выплатить полученный кредит, предприятие становилось собственностью кредитора. Таким образом, власть провела масштабную уступку активов за деньги. В итоге за $ 1,1 млрд крупные финансовые структуры установили контроль над предприятиями, позже составившими ЮКОС, «Норильский никель», «Сибнефть» и некоторые другие крупнейшие компании. Так и появились знаменитые олигархические структуры 90-х, ставшие фактически собственниками России. Историческая оценка итогов приватизации в России еще впереди. А мы живем дальше. Процесс приватизации не имеет окончания и продолжается и в настоящее время.

Сейчас, по разным оценкам, доля госсектора в экономике РФ составляет от 50% до 70%. Многие экономисты считают это избыточным и настаивают на новом разгосударствлении. По их мнению, в России доля государственных компаний должна составлять где-то 15%.

В Нижегородской области, бывшей витриной перехода к рынку в начале 90-х годов, давно приватизировано все самое ликвидное и высокодоходное. На сегодняшний день идет в основном приватизация недвижимости, находящейся в муниципальной собственности. Прогнозный план приватизации государственного имущества на 2021 и 2022 годы, согласованный комитетом Законодательного собрания Нижегородской области по экономике и промышленности, включает всего четыре (!) объекта. По информации замминистра земельных и имущественных отношений региона Андрея Щегрова, доходы областного бюджета от реализации имущества в 2021 году прогнозируются на уровне 6 млн рублей, в 2022 году — на уровне 2 млн рублей. Может поэтому такое внимание прессы привлекла новость о желании областного правительства, с одной стороны купить долю акций канатной дороги у городской администрации Нижнего Новгорода, а с другой стороны, затем продать все 100% акций канатной дороги.

Лучшие показатели за последние пять лет по реализации бюджетного задания по неналоговым поступлениям министерство имущественных и земельных отношений обеспечило в 2019 году. За 2019 год поступило в бюджет Нижегородской области 931,5 млн рублей.

Примерно такая же ситуация и в областном центре. На заседании городской Думы 17 февраля были озвучены данные, что план по доходам от приватизации имущества по итогам 2020 года был исполнен на 89%. 69 выставленных на продажу объектов реализовать не удалось, и они включены в план 2021—2022 годов. Было специально отмечено, что ставку на приватизацию делать не стоит. Необходимо искать другие способы реализации имущества, чтобы освободить бюджет от необходимости содержать эти объекты на своем балансе. Так, по сообщению пресс-службы Думы Нижнего Новгорода, в рамках приватизации в уставной капитал АО «Теплоэнерго» будут включены 62 объекта — 3 здания и 59 инженерных сооружений. Это позволит «Теплоэнергог» осуществлять ремонт, модернизацию и содержание коммунальных сетей.

Также депутаты Гордумы одобрили предложение передать берегоукрепительные сооружения на левом берегу Оки в собственность Нижегородской области.

Таким образом, в плане приватизации региона и областного центра остаются в основном малоликвидные объекты, содержание которых обременительно для бюджета. Мы должны сейчас уже научиться продавать не спеша, чтобы это, с одной стороны, означало приход цивилизованного инвестора, готового, развивать предприятия, а не только выкачивать из него прибыль. Город и область развиваются. Это неизбежно будет привлекать инвесторов, готовых приватизировать региональную и муниципальную собственность. Большие возможности для приватизации заложены в необходимости сохранять исторический облик города, его туристическую привлекательность.

Автор: Александр Суханов



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем