ПятницаПт, 29 марта 04:10 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,26 ▼-0,33 EUR 99,71 ▼-0,56

Уроки для сегодняшнего дня

19 апреля 2021 года, 19:25

В эфире телеканала «Россия 24» завершился показ многосерийного фильма из цикла «Гибель империи. Российский урок». Фильм снят главой Патриаршего совета по культуре, митрополитом Псковским и Порховским Тихоном (Шевкуновым). В нем с документальной точностью показана хронология событий февраля 1917 года. И хотя речь идет о событиях столетней давности, он вызвал бурю эмоций и спровоцировал широкое общественное обсуждение.

Уроки для сегодняшнего дня

Автор пытается найти документальный ответ на извечный русский вопрос: «Кто виноват в гибели российской империи в начале XX века?». Учитывая специфику современного исторического образования, можно подчеркнуть, что большинство зрителей, особенно молодого поколения, получили возможность узнать подлинные факты российской истории. Одновременно внимательный зритель видит прямые аналогии с сегодняшними событиями в России.

Обращает на себя внимание тот факт, что российская империя гибнет не в ходе военного поражения, не под давлением внешних враждебных сил. Основные силы, приведшие российскую империю к уничтожению, находились и действовали внутри российского общества. В связи с этим напомню известное высказывание Карла фон Клаузевица, немецкого военного теоретика, участника Отечественной войны 1812 года о том, что Россия — это страна, которую невозможно завоевать или оккупировать. «Такая страна может быть побеждена лишь собственной слабостью и действием внутренних раздоров. Добраться же до этих слабых мест политического бытия можно лишь путем потрясения, которое проникло бы до самого сердца страны», то есть путем революции.

В феврале 1917 года Россию погубили, прежде всего, лучшие представители российского общества, мечтавшие о свободной России. Именно они выступали противниками власти, что логически приводило их к ненависти к самому российскому государству. Частично это определялось тем обстоятельством, что либеральные идеи принесены в Россию из Европы, после французского похода. Идея личной свободы, личного счастья, самоценности личности требовали отказа от государственного насилия. Именно эти представители элиты и интеллигенции мечтали о сокрушении российской империи. Тот случай, когда доведенная до крайности идея о свободной России превратилась в свою противоположность, в русофобию.

Речь, прежде всего, о представителях кадетов и других буржуазных партий в Государственной Думе, создавших в 1915 году «Прогрессивный блок». Именно они вели, как сейчас бы сказали информационную войну по дискредитации власти. Распространялись откровенно лживые, клеветнические сплетни про императорскую семью и власть в целом.

Владыка прямо подчеркивает, что каким бы сильным не было государство, при грамотной подрывной информационной работе все это позволяет настроить общественное мнение против существующей власти. Важно это понимать, особенно сейчас, когда против России ведется массированная информационная кампания, с привлечением иностранных акторов и внутренних деструктивных, называющих себя оппозиционными, сил.

Следует, на мой взгляд, обратить внимание и на тот факт, что события февраля 1917 года есть не что иное, как первая в мире «цветная революция». Именно изучив опыт российских событий в феврале и октябре 1917 года, господин Шарп создал свою методичку цветных революций. К сожалению, мы не выучили собственные исторические уроки и позволили в 1991 году повторить разрушение российской (советской) империи.

Никто не отрицает необходимости совершенствования государственного аппарата, никто не отрицает положительной роли критики и конкуренции. Но нельзя допускать деятельность деструктивную, антигосударственную, направленную на разрушение самого государства. Ни в одной стране мира не допускается такая деятельность. Наверное поэтому именно в России так много общественных и зарубежных структур, открыто заявляющих о своей цели свержения власти. На закате существования Российской империи степень отчуждения «рукопожатного» общества и государства достигла высокого накала, что поддерживать власть было уже неприлично. Это и спровоцировало раскол общества на два непримиримых лагеря. Этот раскол и привел в последствии к столь ожесточенной гражданской войне. Сегодня и в России, и во многих странах мира мы наблюдаем насаждение раскола в обществе. Вспомним, степень накала противостояния демократов и республиканцев в США в прошлом году. Нас также целенаправленно пытаются разделить на «рукопожатных» и «ватников». Нельзя сегодня допустить такого раскола в нашей стране. Следствием его может стать введение на территорию России иностранных войск под предлогом защиты ядерного оружия.

И в заключение. Опыт февраля доказал, что под знаменами политических свобод, к власти приходят самые жестокие диктаторы. Российское государство не может успешно защищать интересы своих граждан не будучи сильным. В том числе с позиций обеспечения порядка и законности внутри страны. Вспомним, что самыми-самыми либералами и демократами в России в начале прошлого века были большевики. Именно они ратовали за свободу не только личности, но и наций и народов. А что мы имели в результате? Любая свобода и демократия заканчивается там, где начинается свобода и демократия другого. Вот это и надо помнить. А нам порой сегодня наши «рукопожатные» диктуют и навязывают свою точку зрения, как единственно верную и правильную. Наша сила в единстве при многообразии позиций и точек зрения. Пора уходить от формулы, что есть две точки зрения: «моя и неправильная».

Показанный фильм об уроках февраля 1917 года в России напоминает и предостерегает нас от повторения ошибок.

Автор: Александр Суханов



Картина дня
Рекомендуем