ВторникВт, 19 марта 10:07 16+
Сейчас  °C
USD$ 91,98 ▲0,11 EUR 100,24 ▲0,27

Платные парковки повысили цену владения личным авто в Нижнем Новгороде

6 октября 2021 года, 15:25

Власти начали материально стимулировать отказ от въезда в ограниченную городскую зону на личном транспорте.

Платные парковки повысили цену владения личным авто в Нижнем Новгороде

Проблема парковок в Нижнем Новгороде, которая сегодня столь активно обсуждается общественностью, отнюдь не нова и, тем более, не исключительна. Еще в конце 20-х годов прошлого века американские специалисты заметили, что если исключить разговоры о погоде, то мы не найдем иного вопроса, который бы обсуждался в наших городах столь активно, как проблема парковок. С тех пор, как автомобили стали массовым явлением, парковка превратилась в проблему, потом стала вопросом для обсуждения, а затем парковки… стали платными.

Многие сегодняшние проблемы в развитии городов предопределены тем обстоятельством, что в 1970-х и 1980-х годах в России в качестве исходного значения для городов уровень автомобилизации принимался из расчета не более 60 автомобилей на тысячу человек. Именно на такое соотношение машин и была разработана вся транспортная инфраструктура и система дорожного движения крупных российских городов. Когда проходишь или проезжаешь по улицам нашего города, невольно вспоминаешь популярную в 80-е годы песню, где есть такие строчки: «Автомобили, автомобили буквально всё заполонили. Там, где вековая лежала пыль, свой след оставил автомобиль». Как наивны мы были. Действительно, по сравнению с прошлым веком, количество транспорта увеличилось многократно, выросло в разы число автолюбителей.

В настоящее время крупнейшие российские мегаполисы находятся на рубеже автомобилизации порядка 300−400 автомобилей на 1000 жителей. Однако, многие американские города прошли его еще в конце 20-х годов прошлого века, западноевропейские — в середине 60-х. Таким образом, сегодня мы решаем те проблемы, с которыми США и Европа столкнулись давно. Отметка в 500−600 автомобилей на 1000 жителей стала стандартной для большинства городов. «Мировой рекорд» (США и Австралия) давно преодолел рубеж в 900 автомобилей. Темпы роста в России настолько ускорились, что по числу автомобилей на душу населения мы можем догнать мировых лидеров в ближайшее десятилетие. Специалисты отмечают, что уровень автомобилепользования в стране растет на 5−10% ежегодно.

Зарубежный опыт доказывает, город способен адаптироваться к любой массе автомобилей. Но при этом цена владения личным транспортом возрастет: требуется развитие инфраструктуры, причем по преимуществу платной.

Можно оставить в стороне вопросы городской экологии. Достаточно назвать запруженные бесконечными вереницами автомобилей улицы, дворы. Добавьте сюда постоянные автомобильные пробки в городских центрах и на всех выездах и въездах в города. Скорость движения не соответствует возможностям современных автомобилей, а мобильность горожан становится все более проблематичной. Сегодня возможно на личном автомобиле с Автозавода добираться до Верхних Печёр дольше, чем на «Сапсане» из Москвы до Нижнего Новгороде. И в дополнение к этому, весь поток автолюбителей, тормозит движение общественного транспорта. Особенно заметны эти негативные проявления в исторических центрах мегаполисов. Проблему обостряет так называемая маятниковая миграция. Нормой жизни становится загородное проживание. А рабочие места остаются в крупных городах. Количество машин на городских улицах возрастает едва ли не вдвое. А в течение рабочего дня все эти автомобили стоят и ждут своих хозяев. Ими заполняется любой клочок свободного пространства. Пешеходы лавируют между брошенными автомобилями на тротуарах и газонах. Городские улицы сужаются до одно полосы. Кошмар и хаос…

Во всем мире с этими явлениями борются городские власти. Эту борьбу поддерживают многие горожане, требуя навести хоть какой-то порядок. И везде первым шагом становится появление платных парковок — как необходимая мера к снижению числа паркующихся автомобилей. Пошла по этому пути и нижегородская мэрия.

В январе 2020 года администрация Нижнего Новгорода подписала концессионное соглашение с ПАО «МегаФон», согласно которому в областном центре будет создана единая система платных парковок. Предполагается создать 119 парковок с возможностью размещения на них предположительно 7400 автомобилей. Эта новость до сих пор активно обсуждается общественностью. И при этом обсуждении, на мой взгляд, вместе с водой выплескивается и ребенок. Обсуждается не проблема освобождения города от излишнего личного автотранспорта, не освобождения городских улиц и пространств, не способы развития общественного транспорта и индивидуальных средств передвижения. Обсуждается проблема платности и стоимости парковок. И это при том, что любому здравомыслящему горожанину, в том числе и автомобилисту, понятно, что такое бесплатные хаотичные парковки.

Немного сложнее с вопросом стоимости парковочных мест. Для того, чтобы число паркующихся автомобилей уменьшилось, необходимо сделать парковку дорогой (!), то есть невыгодной. Если стоимость лояльна к автомобилисту — никакого количества парковок не будет достаточно. Хаос останется. То есть роль стоимости носит заградительный характер. Поэтому годовая цена абонемента, заявленная на уровне в сто тысяч рублей, и решает вопрос отсечения личного автотранспорта, вытеснения его из центра города. Такие суммы могут заплатить организации, для которых важно разместить служебный транспорт.

Одновременно, предоставление льготным категориям возможности бесплатной парковки, обеспечивает права незащищенных слоев населения. Цена парковочного места для резидентов, то есть местных жителей, довольно лояльная — 3 тысяч рублей в год. На одно жилое помещение будет предоставляться одно разрешение. При наличии двух и более собственников нужно будет получить согласие остальных владельцев. Важно, что в ночное время (с 20:00 до 8:00), а также в выходные и праздничные дни парковка на парковках открытого типа будет бесплатной.

Еще раз подчеркну, цель появления платных парковок — принудить к отказу от использования личного автомобиля в городе. Мировой опыт прямо демонстрирует, что освободить город от автомобильного хаоса в идеале означает освобождение его от личного автотранспорта. Многие эксперты отмечают, что идея перевозить 80-килограммового человека в 1200-килограммовой машине выглядит расточительной. Необходимо материально стимулировать отказ от въезда в ограниченную городскую зону на личном транспорте. Поэтому, все должно быть по определению дорого и невыгодно для владельца автомобиля. Но все, что предлагается взамен, — перехватывающие парковки за пределами ограничений, паркинги современного типа, отказ от использования автомобиля в пользу общественного транспорта или индивидуальных средств передвижения — должно быть максимально доступно и экономически выгодно для населения. Тогда и парковочных мест хватит действительно тем, кому они необходимы, и вопрос их стоимости перестанет волновать большую часть горожан. И предлагаемые решения надо оценивать с точки зрения их эффективности в плане системного обеспечения снятия остроты транспортных проблем.

В качестве вывода можно отметить, что платные парковки — это еще не решение проблемы, а лишь первый шаг на пути освобождения города от транспортного хаоса. Следующим шагом может быть крайне непопулярный во всем мире платный въезд частного транспорта в пределы города или его центра. Это уже действует во многих крупных мировых мегаполисах, выдерживающих натиск ежедневно приезжающих на работу, — в Сингапуре, Лондоне, Милане, Стокгольме, крупнейших городах США и др. Для менее радикальных методов решения, по оценкам специалистов, необходимо, чтобы в мегаполисе на каждый автомобиль приходилось не менее 40 кв. м асфальта, то есть даже если все жители одновременно сядут в свои машины и куда-то поедут, движение не встанет, а просто будет затруднено. Но такой показатель недостижим ни в одном мегаполисе России.

Поскольку психологически нижегородцы еще не готовы к платности парковок, до конца текущего года парковки открытого типа работают без обязательной оплаты, но с возможностью для желающих заплатить. У многих такое решение вызывает улыбку. Кто же, дескать будет платить, если можно не платить. Мне в связи с этим вспоминается рассказ одного из наших соотечественников, который в Англии увидел общественный туалет. В объявлении было сказано: вход для джентльменов — 1 пенс, для не джентльменов — бесплатно. Чувствуете разницу? Каждому дан простейший моральный выбор. Каждый его делает сам. Наверное, у нас такая практика была бы не лишней.

Автор: Александр Суханов



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Общество
Елена Тихомолова: «От гепатита С избавиться легче, чем от вредных привычек»
Сегодня инфекция излечима на 100%.
Экономика
Глеб Никитин обозначил перспективы развития Нижегородского региона
В центре внимание — вопросы семьи.
Общество
Султан Хацуков: «Главный ресурс МЧС России — это человеческая жизнь»
О медицинском и психологическом обеспечении личного состава МЧС России рассказал заместитель начальника Главного управления МЧС, полковник Султан Мухадинович Хацуков.
Культура
Сергей Блохин — о своем творческом пути и любимых ролях
Он дал интервью «Волге 24».