ВоскресеньеВс, 11 апреля 03:44 16+
Сейчас -1 °C Утром 0…+10
USD$ 77,17 EUR 91,78

Как можно решить проблему уборки снега с улиц?

27 февраля 2021 года, 14:15

Еще важнее — проблема утилизации снега.

Как можно решить проблему уборки снега с улиц?

В этом сезоне природа подарила нижегородцам классическую русскую зиму — снежную и морозную. Давно такой настоящей русской зимы не было. Сегодня снегопад воспринимается как стихийное бедствие. Прежде всего, жителей мегаполиса волнуют нечищеные от снега дороги, тротуары и дворы. А это значит, что снова десятибалльные автомобильные пробки, десятки ДТП, очереди в травмпункты.

Коммунальные и дорожные службы переходят на авральный круглосуточный режим работы. Так, в нынешнем феврале в периоды мощных снегопадов в Нижнем Новгороде на уборку снега выходили сотни единиц (до 450-ти) специальной снегоуборочной техники, тысячи работников. До 30 000 тонн снега ежедневно вывозится с улиц города. Однако пока побеждают снегопады. Побеждают повсеместно, а не только в Нижнем Новгороде. Так можно ли решить проблему качественной и быстрой уборки снега с наших улиц и из наших дворов?

Справедливости ради, следует сразу подчеркнуть, что вопросы с неубранным снегом актуализируются только во время и после сильных снегопадов, нередко продолжающихся по нескольку суток. В обычное время, когда объем выпавшего снега не превышает среднесуточной нормы, дороги и дворы нижегородцев очищены от снега до асфальта. Надо признать, что мы привыкли к чистым и бесснежным зимним дорогам в России. Справедливо, стали воспринимать их как норму. Отсюда и повышенное раздражение, когда снег на дорогах и тротуарах не убран. Мы привыкли передвигаться на собственных автомобилях. Даже зная, что в период обильного снегопада на дорогах будут многокилометровые пробки, снежные заносы и многочисленные аварии. Мы упорно отказываемся оставить свои машины и хотя бы частично освободить дороги.

Соглашусь, что отказ от машины породит другие проблемы. Общественный транспорт на снежной дороге не может соблюдать график движения. Часть маршрутов оказываются «разорванными» и требуют пересадок. Но выезжая на своем автомобиле в период или после снегопада, мы должны понимать, что сами создаем проблемы для уборки снега.

В период сильных снегопадов, когда за сутки может выпасть месячная норма, требуется гораздо больше усилий для уборки и вывоза снега. Последствия таких снегопадов ликвидируются максимум в течении недели. Это общемировая практика. Нигде и никогда последствия мощных снегопадов не ликвидируются мгновенно.

В такой период возникает потребность в увеличении числа единиц специальной техники. Так, в конце прошлого года в городе закупили дополнительно восемь единиц снегоуборочной техники. Стало привычной практикой привлечение военной дорожной техники для уборки и вывоза снега. Особенно для расчистки автомобильных трасс. Город постоянно растет. Растет и его территория. С каждым годом на уборку и вывоз снега в зимний период требуется все больше дополнительных средств. По некоторым оценкам, ежегодно бюджет на зимнее содержание городских территорий необходимо увеличивать на 700—900 млн рублей.

Однако, главная проблема — не убрать снег. Главная проблема — в его утилизации. Собранный с городских улиц снег содержит в себе всю таблицу Менделеева. Его нельзя просто взять и скинуть на окраине города в удобном для складирования месте. Весной, при таянии, все загрязнения окажутся в почве и грунтовых водах. В конечном счете все это попадает в реки, в системы водоснабжения. Поэтому для утилизации снега требуются снегоплавильные станции, соединенные с очистными сооружениями. В нашем городе требуется не менее двух таких установок в каждом районе города. А сегодня пока есть только одна. Снегоплавильные установки достаточно дороги. Резко увеличивается фонд оплаты труда дорожных и коммунальных работников. Сверхурочная работа и работа в ночное время оплачиваются по двойному тарифу.

Городской бюджет, как хорошо известно, всегда ограничен в возможности выделения средств на авральную очистку территории города от снега. Может показаться, что надо просто закупить дополнительную технику и держать ее в резерве. Надо построить дополнительные снегоуборочные станции. Проблема только в том, что сильные снегопады бывают три — четыре раза в год. Да и то не каждый год. Например, прошлая зима была практически бесснежной. Значит, техника и станции будут просто простаивать. Наверное, для дополнительных бюджетных средств можно найти не менее достойное применение.

Сложной и пока практически не решаемой остается проблема перегруженного дорожного трафика. Автомобили захватили городское пространство, вытеснили из него жителей города. В районах старой застройки улицы и дворы не рассчитаны на такое количество частных машин. Владельцы вынуждены парковать свои автомобили вдоль улиц, занимать любую свободную площадку во дворах для парковки, даже если это газон. В таких условиях невозможна качественная, тем более быстрая уборка выпавшего снега. Значит, для качественной очистки города от снега необходимо построить дешевые, удобные многоуровневые парковки. Возможно, часть из них сделать бесплатными за счет средств муниципалитетов.

Вот почему вопросы очистки улиц от снега оказываются такими сложными для решения. Вот почему нам гораздо проще персонифицировать свое недовольство плохо очищенными улицами и дорогами. В результате, виновным за неубранный вовремя снег мы считаем руководителя города. И не важно, что за сутки выпала практически месячная норма осадков. Должен и обязан справляться. Чтобы еще до окончания снегопада снег был убран. Чтобы дороги и тротуары были чистыми всегда. Если этого нет — значит, плохой градоначальник, не думает о людях. Значит, должен освободить место. Каждый, кто побывал мэром Нижнего Новгорода, испытал на себе всю степень репутационных потерь от последствий сильных снегопадов. Это позволяет легко политизировать проблемы зимнего содержания городских территорий. Проблема политизации сегодня, к сожалению, стала составной частью нашей повседневной жизни, удобным средством борьбы в руках оппозиции. Любой вопрос, любое событие, любой факт обязательно приправляется политическим соусом.

Радует, что сегодня в повседневную жизнь горожан приходит новое для нас явление — волонтерство. Волонтеры, как правило, молодые неравнодушные горожане добровольно и без оплаты выходят на очистку дворов, территорий детских садов, больниц, районов старой застройки, где большинство проживающих являются людьми старших возрастов и часто не могут очистить свою территорию самостоятельно. Пока это только первые ростки такого вида волонтерского движения. Но за такими инициативами будущее. Это реальное действие, направленное на улучшение городской среды, а, значит, и на условия нашей жизни. Совместная работа на общее благо помогает людям объединить свои усилия на решение простых, но важных проблем.

Текст: Александр Суханов

Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Эксклюзив
Игорь Синцов: простые дворовые собаки опаснее медведей, рысей и волков
Глава регионального комитета Госохотнадзора рассказал о лосях-путешественниках, нападениях волков и редких обитателях нижегородских лесов.
Эксклюзив
Артём Ефремов: о крупнейших спортивных событиях к 800-летию Нижнего Новгорода
Глава регионального Минспорта Артём Ефремов рассказал о том, какие спортивные события пройдут в области в текущем году. Возрастное ограничение: 6+
Эксклюзив
Морихиро Ивата: я не могу представить жизнь без танца
В Нижнем Новгороде состоялся юбилейный вечер выдающегося танцовщика Морихиро Ивата. Поздравить его с 50-летием собрались звезды балета первой величины.
Экономика
О маркировке товаров легкой промышленности средствами идентификации
С 1 января 2021 года запрещен оборот немаркированных товаров легкой промышленности.