СубботаСб, 22 июня 06:01 16+
Сейчас  °C
USD$ 87,96 ▲2,54 EUR 94,26 ▲2,81

Новая страница истории нижегородского трамвая

6 июня 2024 года, 15:58 Тема: Транспортные изменения  

После замены трамвайных путей и самих трамваев Нижний Новгород поднимется на еще одну ступеньку в качестве жизни горожан.

Новая страница истории нижегородского трамвая

В Нижнем Новгороде второй год идет масштабная реконструкция трамвайных путей. Сегодня объявили о возвращении на маршрут трамвая №5. Настало время порассуждать о перспективах развития трамвайного движения в городе.

Как известно, трамвай стал центральным звеном в создаваемой новой транспортной системе Нижегородской агломерации.

Однако, надо напомнить, что за годы после развала Советского Союза общественный пассажирский транспорт в целом, и особенно трамвайное обслуживание было практически развалено. Эта негативная тенденция проявилась во всех городах страны. Главной причиной стали принятые законы о разграничении полномочий между уровнями власти, когда пассажирский транспорт передали в ведение муниципалитетов. Учитывая крайне скромные бюджетные и финансовые возможности органов местного самоуправления, легко было предположить, что отрасль перевозок, в частности, состояние трамвайного парка будет со временем доведена «до ручки». Так оно и случилось.

Прежде всего, пострадала сама сеть трамвайных маршрутов. Если раньше трамвайные линии были закольцованы через два моста через Оку, то сейчас в Нижнем Новгороде трамвай реально может передвигаться только по одному. Осталось несколько трамвайных маршрутов, которые идут вдоль транспортных магистралей. Например, в нагорной части города — от Мызы до площади Сенной, в заречной части города — по проспекту Ленина от Московского вокзала до Автозавода и еще от Гордеевки до Сормово.

Все это отразилось на бюджетных поступлениях. И так скромные бюджеты трамвайных парков оказались пустыми. Например, ремонты трамвайных путей в Нижнем Новгороде до 2020 года были не систематической, а вынужденной «точечной» мерой, когда откладывать дальше приведение в порядок самых проблемных участков уже не удавалось. При этом, например, в 2017 году из менее 6 км путей, заявленных к ремонту, протяжённость самого большого участка составляла всего 300 м.

Износ же трамвайной инфраструктуры Нижнего Новгорода, по официальным данным, составлял более 80%, подвижного состава — 85%, и на некоторых участках из-за состояния путей трамвай не мог развивать скорость более 5 километров в час. В неудовлетворительном состоянии оказалось примерно 90% рельсовых путей.

Стало очевидно, что пришло время «возрождения» пассажирского транспорта, прежде всего, в сфере городского электротранспорта. Также очевидно, что только строительство метрополитенов не станет спасительным. Самым слабым звеном всех региональных метрополитенов, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, является слабый пассажиропоток, не обеспечивающий необходимого уровня окупаемости. Метрополитен эффективен числом линий и станций. Даже Москва сегодня ушла далеко за пределы своих традиционных границ, собирая пассажиропоток со всей Московской области.

В целях возможного решения проблемы в сентябре 2019 года госкорпорация «Внешэкономбанк» предложила правительству многолетнюю программу развития городского общественного транспорта в России. В дальнейшем программа сможет охватить тысячи российских городов, но на ближайшую перспективу речь шла о пятидесяти городах, в транспорт которых предполагается инвестировать два триллиона рублей.

Напомню, что на старте этой программы инвестиционную поддержку предложили десяти городам, включая Нижний Новгород. На развитие городского транспорта в этих населенных пунктах выделяется более трехсот сорока миллиардов рублей. Цифра впечатляет. При этом 196 миллиардов выделены на обновление самого транспорта, подвижного состава, который находится в ужасающем состоянии, с изношенностью до 90 процентов. И 112 миллиардов направляются на реконструкцию инфраструктуры.

Нижегородская часть программы предполагает инвестирование 38,6 миллиарда рублей. Таких вливаний из федерального бюджета в транспорт нашего региона никогда не было. Вхождение Нижнего Новгорода в эту программу — большой плюс руководству области и города, теперь главное — эту программу реализовать качественно и с пользой для нижегородцев, поскольку объемы финансовых вложений вполне сопоставимы с московскими цифрами.

В сентябре 2022 года было одобрено и подписано концессионное соглашение с ООО «Экологические проекты» (дочерней компании АО «Корпорация развития Нижегородской области»). Замечу, что оно предусматривает только модернизацию и эксплуатацию действующей сети. Срок реализации соглашения — 25 лет.

На момент заключения концессии в трамвайном парке Нижнего Новгорода числилась 291 единица подвижного состава. В течения пяти лет — до конца 2026 года — в рамках концессионного соглашения планируется закупить 170 новых трамваев, а также модернизировать трамвайную инфраструктуру — заменить 149,3 километра путей, отремонтировать 15 тяговых подстанций и три трамвайных депо. В исторической части города 39 километров совмещенных путей будет построено на современной антивибрационной подушке по технологии «бесшумных рельсов». Кроме того, в рамках проекта благоустроят 52 тысяч кв. метров прилегающих территорий: приведут в порядок 150 остановочных пунктов и уложат декоративную брусчатку на пешеходных переходах.

В результате модернизации трамвайной сети в два раза будет увеличен пассажиропоток — с 24,7 до 48,9 млн человек, а средняя скорость трамвая будет увеличена в 1,5 раза — с 12,7 км/ч до 18,5 км/ч. Это вам не пресловутые 5 км/ч. Работы по модернизации трамвайных путей активно идут. По итогам 2023 года в Нижнем Новгороде реконструировали 33,45 км трамвайных линий — больше, чем во всех остальных городах-участниках программы модернизации электротранспорта вместе взятых. В текущем 2024 году Минтранс планирует реконструировать 37,4 км в Нижнем Новгороде.

Следует учесть, что в состав концессионного проекта не включено строительство ни одной новой линии, хотя появление нескольких относительно коротких связок позволило бы привлечь столь важный для окупаемости концессии дополнительный пассажиропоток. Мне уже приходилось высказывать предложение о возможном продлении линии от Мызы вплоть до Щербинок и далее в Новинки. Там планируются большие территории под жилую застройку, там же практически согласованы планы строительства нового моста через Оку. Но нельзя объять необъятное. Возможно, перспективы развития трамвайной транспортной сети станут предметом обсуждения после 2027 года, когда будут известны результаты реализации действующего соглашения.

Важным элементом реализации программы является обновление трамвайного парка. В декабре 2022 года была представлена новая модель трамвая «МиНиН» на базе разработки белорусского BKM Holding. Название расшифровывается как «Минск — Нижний Новгород». Напомним, в Ворсме Павловского муниципального округа Нижегородской области организовано совместное российско-белорусское предприятие «Нижэкотранс» по сборке трамвайных вагонов.

С 1 апреля 2023 года ООО «Экологические проекты» стало официальным перевозчиком трамвайной сети Нижнего Новгорода вместо ГП НО «Нижегородэлектротранс». Тем самым устранена проблема недополучения доходов перевозчиком из-за приостановки работы трамвайных линий: теперь и модернизация сети, и её эксплуатация находится в ведении одной компании.

Безусловно, что любая модернизация, реконструкция, преобразование порождают и массу проблем и неудобств горожанам. Это и перекопанные улицы, остановленные трамвайные маршруты, новые транспортные предложения. Но все это временные неудобства. После замены трамвайных путей и самих трамваев наш город поднимется на еще одну ступеньку в качестве и комфорте жизни горожан.

Поэтому есть шанс, что в светлое нижегородское будущее нас увезет именно трамвай…

Автор: Александр Суханов



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем