ПятницаПт, 29 марта 15:26 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,26 ▼-0,33 EUR 99,71 ▼-0,56

Роль и значение начальной военной подготовки в России

28 февраля 2023 года, 14:20

Государству необходим подготовленный мобилизационный ресурс.

Роль и значение начальной военной подготовки в России

Помните знаменитое: есть такая профессия — Родину защищать. А есть еще и священный долг: защита Отечества. Это не профессия, это обязанность. И если с профессией все понятно, поскольку человек выбирает профессию осознанно, обучается в специальных учебных заведениях, мы точно знаем, какое количество профессионалов у нас сегодня защищают Родину. Последние тридцать лет мы сознательно уходили от формирования российской армии путем массового призыва. Решили, что мировой опыт создания профессиональных контрактных армий и для нас будет эффективным. Сегодняшний опыт СВО убедительно показал, что для масштабов России в случае военной опасности профессиональная армия недостаточна. Она чисто физически не в состоянии закрыть несколько тысяч километров фронта.

И вот здесь возникает потребность в защитниках Отечества, то есть воинов не профессионалов, но способных участвовать в боевых действиях. Неподготовленный к военному делу гражданин не может противостоять регулярной армии. Он может быть смелым, но быстро погибает в силу своей неопытности. Следовательно, необходима некая государственная система подготовки непрофессиональных бойцов, тех защитников, которые в случае необходимости встанут на защиту Отечества.

Это прекрасно понимали во всех обществах с древнейших времен. Достаточно широко известен и описан в литературе опыт древнегреческих государств Афины и Спарты. Он был разным. В Афинах наряду со спортивными соревнованиями и боевыми искусствами большое внимание уделялось духовному образованию, изучению литературы, философии, театру. В Спарте на духовное образование не обращалось внимания, главное — физическая подготовка, выносливость, готовность к самопожертвованию. Сегодня специалисты по-разному оценивают этот опыт, но главное все-таки, на мой взгляд, не в системе подготовки, а в результатах. Не все знают о системе подготовки в древнегреческих государствах, но всем известен подвиг трехсот спартанцев.

История России доказывает, что именно в России, как нигде существует и практически постоянно возникает необходимость защищать родину сообща. Уже на стадии возникновения единого российского государства в борьбе с Золотой Ордой русские города защищало все население, от малых детей до стариков и женщин. Вспомним хотя бы защитников Козельска. Были традиции обучения пользоваться боевым оружием с детства. Вспомни нижегородское ополчение Минина и Пожарского. Большинство участников ополчения не были профессиональными военными. А партизанские крестьянские отряды в борьбе с Наполеоном. Продолжать можно долго… Но все эти примеры хорошо известны каждому гражданину России.

Не открою большого секрета, если скажу, что подготовка защитников Отечества, проводится с раннего детства, через специальные занятия, через спортивные соревнования (защитник должен быть физически здоров), через военизированные игры с применением оружия и многое другое. Во всем мире осуществляется такая подготовка. Везде она называется начальной (или допризывной) военной подготовкой.

Не буду вдаваться в подробности, но отмечу, что, например, в США вневойсковая подготовка ведется на двух уровнях: первый охватывает учащихся школ, а второй — студентов университетов и колледжей. Осуществляют такую подготовку ветераны вооруженных сил, различных войн, поскольку в США много ветеранских организаций. Они получают финансовую и материальную помощь от государства, которое в их деятельности видит важное средство воспитания у молодежи, гражданских и патриотических чувств.

В России еще в 1707 году император Петр Великий подписал закон «О защите Отечества». Законом предписывалось жителям пограничных территорий соблюдать меры особых предосторожностей. Например, рекомендовалось заранее готовить в укромных местах убежища для людей, хранилищ и ям для хлеба, сена и прочего провианта на случай войны.

Петр исходил из всего предшествующего опыта России по защите своих территорий от внешних нападений. Да и период его царствования был далеко не спокойным. Так, например, философ Иван Ильин подсчитал, что на долю военных лет в истории России до смерти Петра Великого в 1725 году приходится 85%; после даты смерти Петра Великого — 47%.

По мнению Петра, отраженному в законе «О защите Отечества», есть приоритет государственных интересов над мелкособственническими. Приоритет жесткий, но справедливый — будет государство, будет и жизнь для отдельного гражданина. Думаю, что благодаря такому подходу Россия под управлением Петра смогла стать в один ряд с ведущими мировыми державами, а во многом даже опередить их.

А как сегодня в России обстоят дела с подготовкой защитников Отечества? Сегодня, как ни странно, активно обсуждается решение министерства просвещения РФ о введении с сентября этого года во всех школах России обязательного курса начальной военной подготовки. Решение было инициировано рядом сенаторов и депутатов Государственной Думы. Министерство обороны также активно поддержало эту инициативу.

С высоты годичного опыта СВО совершенно бесспорно, что в России сегодня есть большие проблемы с подготовкой именно защитников, то есть непрофессиональных военных, способных в случае войны взять в руки оружие. Это тем более очевидно, если обратиться к опыту СССР. Как мы увидели, мнение, что начальная военная подготовка является советским изобретением, является ошибочной. В Советском Союзе использовали, прежде всего, российский опыт.

Но и в жестких условиях гражданской войны срочно создавать фактически новую армию. Военная подготовка молодежи была введена декретом ВЦИК от 22 апреля 1918 года «Об обязательном обучении военному искусству». Создававшаяся система военной подготовки боевых резервов Красной армии предполагала, в частности, посещение молодежью допризывного возраста 16−17 лет курсов в органах Главного управления всеобщего военного обучения территориальных войск (всеобуча). К концу 1920 года в системе Всевобуча получили подготовку без отрыва от производства 5 млн человек, что явилось важным вкладом в победу новой власти над своими противниками. В школах СССР начальную и допризывную военную подготовку ввели в 1939 году согласно закону «О всеобщей воинской обязанности», принятому Верховным Советом СССР 1 сентября. Обращу внимание, что это дата начала второй мировой войны и нападения Германии на Польшу. Начальная военная подготовка (НВП) проводилась во всех средних школах с 5-го по 7-й класс, с учащимися старших классов (с 8-го по 10-й) проводилась допризывная подготовка.

Не менее важную роль сыграло и образованное 23 января 1927 года общество «Союз обществ друзей обороны и авиационно-химического строительства СССР», сокращенно Осоавиахим. С 1930 по 1941 год в аэроклубах Осоавиахима было подготовлено 121 тыс. летчиков, 122 тыс. парашютистов и 77 тыс. планеристов. Дополнительно в предвоенные годы Осоавиахим подготовил 6 млн. ворошиловских стрелков, 38 млн. значкистов «Готов к ПВХО», около 3 млн. значкистов ГТО и БГТО, более 81 тыс. значкистов «Юный моряк» и «Моряк». На общественных началах было подготовлено также около 800 тыс. водителей автомашин и трактористов, около 300 тыс. медсестер, более 350 тысяч сандружинниц и санитарок.

Цифры впечатляют, но и доказывают самое главное. Без этой подготовки мы не смогли бы победить в Великой отечественной войне. Ведь в годы войны в этой системе было подготовлено порядка 10 млн человек для действующей армии. Это и есть истинная роль и значение начальной военной подготовки. При этом речь не только о воинских специальностях, огромное значение имело и идеологическое воспитание патриотизма, готовности пожертвовать собой ради Победы. Как в той песне «нам нужна одна Победа, мы за ценой не постоим».

После Великой Отечественной войны, когда проходило сокращение численности армии до потребностей мирного времени, постановлением Совета министров СССР от 25 января 1962 года допризывная военная подготовка в школах была отменена, а военно-патриотическое воспитание перевели в систему внеклассной работы. Однако, уже в 1967 году была принята новая редакция закона о всеобщей воинской обязанности. Срок срочной службы сокращался до двух лет в сухопутных войсках и возвращал НВП. Люди старшего поколения хорошо помнят эти занятия.

В рамках курса НВП изучались строевая, огневая, тактическая, медицинская, топографическая и инженерная подготовка, защита от оружия массового поражения и в целом гражданская оборона, общевоинские уставы ВС СССР. Классы делились на группы юношей и девушек, последние проходили подготовку по программе санитарных дружинниц. Всего на НВП в учебной программе отводилось 140 часов.

Кроме того, с 1967 года также проводилась всесоюзная пионерская военно-спортивная игра «Зарница» для учащихся с 4-го по 7-й классы, еще не охваченных программой НВП. В дальнейшем появилась схожая игра для старшеклассников — «Орленок».

Когда СССР окончательно разрушили, авторы проекта тактично напомнили, что новая Россия воевать ни с кем не собирается, а значит и уроки начальной военной подготовки не нужны. Зачем, дескать, портить детям детство милитаристским угаром. Поэтому приказом Министерства образования РСФСР №62 от 17 октября 1990 года НВП в школах РСФСР была фактически отменена.

Правда, отдельные элементы НВП вошли в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) из обязательной школьной программы. Учащиеся получают навыки оказания первой медицинской помощи, а также узнают о правах и обязанностях призывников и военнослужащих. Снова обращу внимание, не навыки по военным специальностям, а навыки защиты прав. В частности, права отказаться от службы в армии, другие юридические тонкости, позволяющие уклониться от исполнения долга. Кроме того, в большинстве случаев, в качестве преподавателей были уже не отставные военные или ветераны боевых действий, а учителя предметники — преподаватели физкультуры, биологии и других предметов. Особенно если им не хватало часов до полной нагрузки.

И, как результат, такого отношения к вопросам воспитания патриотизма и готовности защитить себя, свою семью, свою родину, мы получили в 2022 году почти миллион трусливо убежавших за кордон из-за риска оказаться в зоне боевых действий. Особенно это проявилось в период частичной мобилизации. А съехавшая из России «творческая» элита и ее громогласные проклятия в адрес Родины? Характерно, что такое поведение части граждан не явилось полной неожиданностью. Я вспоминаю данные соцопроса левада центра от 2014 года. На вопрос о готовности в случае войны добровольно пойти на защиту Родины положительно ответил 21% опрошенных. Еще 23% сообщили, что готовы пойти на войну в случае мобилизации.

Казалось бы, надо немедленно обратиться к прошлому опыту и немедленно восстановить государственную систему допризывной подготовки. Без этой работы мы лишаем себя мобилизационного резерва на случай масштабных военных действий. Но решение о восстановлении НВО в школах даже сегодня, после уроков СВО, среди большинства политиков, судя по публикациям, воспринимается различно — от сдержанного выжидания до горячего одобрения. Это тем более удивительно, что решение профильного министерства половинчато и стыдливо. Вводится не курс НВП, а отдельные его элементы в рамках предмета ОБЖ в объеме 35 часов. Правда, в министерстве говорят, что готовят еще один, отдельный курс НВП, но только для внеурочного изучения. Также появится соответствующий курс в нижегородских вузах.

Понимаю, что за эти годы выросло новое поколение учителей, чиновников, воспитанных на идеях формального пацифизма, на идеях общества потребления, что тебе все должны, особенно государство, а ты никому не должен, что Родина — всего лишь территория, в той или иной степени комфортная для проживания. Ну и так далее, по методичке. А как усиленно и целенаправленно принижали профессию военного, как глумились над памятью!..

Но все-таки никакими усилиями вытравить из нашего сознания, из наших душ генетический код защитника России в целом не удалось. Движение бессмертного полка, подвиги наших парней в Сирии и сейчас в ходе СВО, сплоченность людей в желании помочь населению присоединенных территорий, участникам СВО и членам их семей, четко доказывают, что наше общество просыпается от некого многолетнего гипноза. Возвращается чувство гордости за наше Отечество, а вместе с ним и желание стать и быть его защитниками.

Автор: Александр Суханов



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем