СубботаСб, 20 апреля 11:41 16+
Сейчас  °C
USD$ 93,44 ▼-0,65 EUR 99,58 ▼-0,95
Эксклюзив

Инженерные школы — восстановление лучших российских традиций технического образования

14 июля 2022 года, 15:31

В России будут созданы инженерные школы для подготовки высококвалифицированных кадров. Уже опубликован список вузов, на базе которых они будут функционировать.

Инженерные школы — восстановление лучших российских традиций технического образования

Небывалый объем антироссийских санкций и демонстративный уход с российского рынка сотен иностранных компаний четко продемонстрировали нашу зависимость от современных зарубежных технологий. Как отмечал в одном из выступлений еще в 2016 году президент Владимир Путин, для выхода на новый уровень развития экономики нужны собственные передовые разработки и научные решения. И добавил, что страны, которые смогут их генерировать, будут иметь долгосрочное преимущество, возможность получать громадную технологическую ренту. Те, кто этого не сделает, окажутся в зависимом, уязвимом положении.

В связи с необходимостью восполнить отсутствие многих зарубежных товаров и комплектующих была поставлена задача развития импортозамещения. Однако быстро стало ясно, что через простое производство недостающих импортных аналогов выйти на новый технологический уровень развития невозможно. Никто не спорит, что для преодоления санкционного давления необходимо расширить ассортимент производства комплектующих, особенно в высокотехнологичном секторе. Вопрос важный, но, на мой взгляд, сегодня центральной темой является проведение новой индустриализации страны на основе цифровых технологий.

Как известно, лихие 1990-е годы нанесли непоправимый вред российской экономике. В результате сегодня в России, по некоторым оценкам, выпускается примерно от 5% до 10% станков от советского уровня и 3% тракторов. Уровень современного российского пассажирского самолетостроения хорошо известен: сегодня практически нет российского парка авиалайнеров. Подобные ситуации характеризуют автомобилестроение, судостроение и целый ряд других важнейших современных отраслей промышленного производства. Критической является и зависимость РФ от импортных товаров в информационной сфере. Стоит вспомнить тот факт, что в 90-е в зарубежных университетах, научно-исследовательских организациях и компаниях трудоустроены не менее 250−300 тысяч высокообразованных россиян.

Это те кадровые потери, которые сегодня необходимо восполнить. На актуальность этой проблемы указал Путин еще в 2014 году, подчеркнув, что качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и основой для его технологической, экономической независимости. Бесспорно, ряд кадровых проблем удалось решить. Об этом свидетельствуют факты разработки и создания новейших технологий, например, в области гиперзвука. Но дальнейшее развитие системы подготовки инженерных кадров требуют реформы существующей на сегодняшний день системы высшего образования. Мы уже писали, например, о проблемах выхода из Болонского процесса. Большинство экспертов сходятся во мнении необходимости возрождения лучших российских традиций инженерной подготовки. Первый шаг на пути их возрождения в образовании уже сделан.

4 июля премьер-министр РФ Михаил Мишустин, выступая на «Иннопроме» в Екатеринбурге, сообщил, что в России будут созданы инженерные школы для подготовки высококвалифицированных кадров. Уже опубликован список вузов, на базе которых они будут функционировать. Они появятся в 30 университетах в 15 регионах России.

Число университетов по федеральным округам распределились следующим образом: Приволжский (девять вузов), Центральный (восемь) и Северо-Западный федеральный округ (пять). На четвертом месте Сибирский федеральный округ (четыре вуза), на пятом — Южный федеральный округ (два). В Дальневосточном и Уральском федеральных округах отобрано по одному вузу.

Как подчеркнул Мишустин, инженерные школы будут специализироваться на различных отраслях — от тяжелого машиностроения и авиационной техники до искусственного интеллекта и ядерной энергетики. При этом создание школ планируется в партнерстве с отечественными предприятиями. Сегодня это те компании, которые страдают от кадрового голода: «Яндекс», «Росатом», «Ростех», РЖД, КамАЗ и другие. Одновременно сотрудников этих организаций будут привлекать к преподаванию в школах и проведению стажировок для студентов. Частично обучение будет проходить на производственных площадках предприятий в регионах.

Отрадно отметить, что в Нижегородской области такие школы появятся на базе университета Лобачевского (ННГУ) и технического университета имени Алексеева (НГТУ). Известно, что в ННГУ инженерная школа будет работать по направлению «Авиационная и ракетно-космическая техника», а в НГТУ — «Атомное машиностроение».

А что такое российская инженерная школа? Почему именно ее необходимо воссоздавать? Среди множества публикаций о создании 30 инженерных школ в России практически нет объяснения этого феномена. Наверное, это связано с тем, что о «русской инженерной школе» лучше всего знают историки, особенно историки науки. Специалисты в области истории науки и высшей школы в России солидарны в основных оценках и выводах. По их мнению, с момента зарождения инженерного образования в России при Петре Великом и до наших дней инженерная школа готовила настоящую инженерную элиту, способную решать сложнейшие задачи обеспечения безопасности и технологического развития страны. И уже с конца XIX века оно достигло такого уровня, что неизменно является образцом для подражания. Чтобы лучше понять содержание российского инженерного образования, надо посмотреть на основные периоды его становления и развития.

Начало инженерному образованию в России было положено 27 января 1701 года. В указе Петра Великого об организации в Москве Школы математических и навигационных наук было сказано, что «школа оная потребна не только к единому мореходству и инженерству, но и артиллерии и гражданству к пользе». Именно при Петре Феофан Прокопович вводит в русский язык слово инженер, которое восходит к латинскому ingenium — «остроумное изобретение». Однако собственно российское инженерное образование напрямую связано с созданием Императорского Московского технического училища (ныне — МГТУ им. Н.Э. Баумана).

Эксперты называют две причины того, почему русская инженерная школа в наиболее завершенной форме сложилась именно в Московском техническом училище. Во-первых, большинство технических вузов Российской империи создавались сразу как высшие учебные заведения. Естественным было стремление развивать, прежде всего, теоретические курсы, которые и отличают высшие учебные заведения от средних. А училище прошло длинный эволюционный путь, начиная с ремесленных классов. Именно система практического обучения стала его отличительной чертой. В те годы был сформулирован принцип системной подготовки: «Умей изготовить то, что разработал, и учись на этом!». Во-вторых, в училище зарубежных профессоров не приглашали, зато изначально поддерживали теснейшие связи с Московским университетом. Приглашенные из университета профессора включились в уже сложившуюся систему подготовки, обогащая ее.

СССР получил в наследство от Российской империи сбалансированную систему технического образования. Пройдя через ряд неизбежных революционных преобразований, традиционная система образования была восстановлена. И мы имеем право утверждать, что реальные достижения советской власти в области образования были связаны не с революционными экспериментами, а с восстановлением старых образовательных традиций, прежде всего, в области естественнонаучного и инженерного образования. Большинство институтов вернулись к программам, аналогичным тем, которые были до революции. Общая организация высших технических учебных заведений сравнима с той, что была в дореволюционное время. Высшие технические учебные заведения отделены от университетов и имеют 5- или 5,5-летнюю программу по каждой специальности.

Особенно зримо успехи советского (российского) инженерного образования проявились после успешного развития космической программы в СССР. Высокая эффективность советской системы образования при подготовке инженерных кадров отмечалась многими американскими экспертами, детально изучавшими ее после запуска первого искусственного спутника Земли.

Вопросы образования крайне важны для развития любого общества. Хорошо известен факт, что после полета Юрия Гагарина в космос американский президент Джон Кеннеди подчеркнул, что космическую гонку выиграл советский учитель. Система советского образования долгое время служила образцом для всего мира. Да и сегодня известно, что в английских школах преподают точные и естественные науки по переведенным советским учебникам.

В чем же заключалась эта знаменитая в XIX веке и постоянно с гордостью упоминаемая ныне русская методика обучения инженеров, получившая наименование «русская инженерная школа»? Эксперты отмечают три основных составляющих:

  1. Серьезное изучение теоретических предметов на уровне, не уступающем уровню их преподаванию в классических университетах.
  2. Глубокая практическая подготовка, основанная на реальной работе студентов в условиях, максимально приближенных к тем, с которыми им после придется иметь дело на заводах и фабриках.
  3. Постоянная взаимовыгодная связь высшей технической школы с промышленностью.

Я бы добавил еще одну важнейшую составляющую успеха российской инженерной школы. Это уровень и качество подготовки в средней общеобразовательной школе.

Как же актуально сегодня звучит сформулированное в постановлении ЦК ВКП (б) от 25 августа 1931 г. признание, что «коренной недостаток школы в данный момент заключается в том, что обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук (физика, химия, математика, родной язык, география и т. д.)». После этого постановления преподавание в средних школах начало быстро улучшаться, в особенности по естественным наукам и математике. Без этого фактора повысить уровень и качество инженерного образования было бы просто невозможно.

Сегодня у нас есть повод задуматься и о качестве среднего школьного образования. Возможно, это необходимый следующий шаг в реформе нашей образовательной системы.

Автор: Александр Суханов



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Общество
«Если нужно помогать — значит, нужно!»
Нижегородка рассказала информационному агентству «Время Н», как она организовала сбор и доставку гуманитарной помощи в зону СВО.
Политика
Нижегородский мэр — кто он?
В современной истории Нижнего Новгорода в должности главы города побывали 10 человек.
В Нижегородской области растет количество добровольных доноров
Ежегодно на 2000 человек.
Общество
Светлана Кулёва — об образовательном процессе в лицее №87
Она дала интервью «Волге 24».