Нижегородцам стало проще выдвинуть законодательную инициативу
31 января 2013 года, 12:50
Региональные парламентарии приняли в первом чтении проект закона «О поправках к статье 48 Устава Нижегородской области» на заседании в четверг, 31 января.
Проект закона в целях регламентации и упрощения процедуры реализации гражданами права законодательной инициативы в Законодательном собрании Нижегородской области.
Поправки в Устав области учитывают положения проекта закона области «О порядке реализации права законодательной инициативы граждан в Законодательном собрании Нижегородской области».
Проект закона снижает требование Устава области к количеству граждан, от которых может исходить законодательная инициатива, с 10 до 2 тысяч человек, а также определяет, что порядок реализации жителями области права законодательной инициативы в Законодательном собрании устанавливается специальным законом области.
Принятие данного проекта с учетом принятия указанного закона области «О порядке реализации права законодательной инициативы граждан в Законодательном собрании Нижегородской области» расширяет возможности жителей области по реализации на территории области своих прав на участие в управлении делами общества путем внесения законодательной инициативы, позволит активизировать законодательную деятельность в области и повысить уровень правосознания и правовой грамотности населения области.
Еще одним смежным законопроектом, принятым депутатами в этот день, стал проект закона «О порядке реализации права законодательной инициативы граждан в Законодательном собрании Нижегородской области».
В ходе разработки проекта был изучен и проанализирован опыт других субъектов Российской Федерации. На региональном уровне народная (гражданская) законодательная инициатива закреплена примерно в четвертой части субъектов, а порядок ее реализации подробно регламентирован не более чем в 5−6 регионах. В субъектах Федерации эта процедура сложна, громоздка и аналогична процедуре инициирования проведения референдума субъекта Российской Федерации: образование инициативной группы, ее регистрация, сбор подписей граждан в поддержку законопроекта, составление итогового протокола, проверка подписных листов с привлечением избирательной комиссии субъекта Федерации и т. д.
В отличие от законодателей других регионов, проектом предлагалось установить упрощенный порядок реализации законодательной инициативы граждан в Законодательном собрании без образования инициативной группы, суть которого состоит в следующем.
В действиях по реализации законодательной инициативы может участвовать гражданин, проживающий на территории области и достигший возраста 18 лет. Участие гражданина подтверждается его подписью на подписном листе установленной в приложении к проекту формы.
После сбора необходимого числа подписей в Законодательное собрание вносится законопроект с представлением в соответствии с Законом области «О нормативных правовых актах Нижегородской области» стандартного перечня документов либо поправки вместе с подписными листами. При этом сопроводительное письмо на имя председателя Законодательного собрания должно быть подписано одним из граждан, проставившим свою подпись в подписном листе.
В течение 15 рабочих дней после поступления документов и подписных листов комитет по вопросам регламента проверяет их на предмет соответствия настоящему закону и принимает решение о регистрации либо об отказе в регистрации инициативы, о чем сообщается гражданину, подписавшему сопроводительное письмо. После этого внесенный в порядке законодательной инициативы граждан законопроект либо поправки рассматриваются Законодательном собрании в порядке, предусмотренном Законом области «О нормативных правовых актах Нижегородской области» и Регламентом Законодательного собрания.
В Проекте подробно прописаны все стадии процедуры реализации законодательной инициативы граждан, предусмотрены особенности при внесении поправок.
Проектом также учитывается, что упрощение механизма реализации законодательной инициативы гражданами не означает упрощение требований к содержанию законодательной инициативы, установленных законодательством области. Соблюсти требования юридико-технического характера без специальных познаний крайне сложно, более того, необходимость включить в пакет документов, прилагаемых к обращению с законодательной инициативой, финансово-экономическое обоснование предполагает трудности для граждан.
В связи с изложенным в Проект введена глава 3 о содействии Законодательного собрания в реализации инициативы, в которой в качестве одной из основных гарантий предусмотрено право граждан на предварительную экспертизу предполагаемого к внесению законопроекта и содействие в подготовке его финансово-экономического обоснования.
Кроме того, если проект проходит предварительную экспертизу с положительным результатом, то по согласованию с гражданином, подписавшим соответствующее ходатайство, проект размещается на сайте Законодательного собрания для ознакомления граждан и сбора подписей в электронном виде в поддержку проекта.
Автор: Корр. Иван Гордеев