55 лет исполнилось с начала выпуска автомобиля ГАЗ-12 «ЗИМ»
11 октября 2005 года, 12:18
55 лет прошло с момента начала выпуска автомобиля ГАЗ-12 «ЗИМ», сообщила РИА «Кремль» пресс-служба ОАО «ГАЗ». 13 октября 1950 года на Горьковском автозаводе была выпущена первая партия этих автомобилей.
В мае 1948 года Горьковский автозавод получил задание на разработку новой шестиместной легковой машины для служебного пользования. Над проектированием новой модели работал коллектив во главе с главным конструктором завода А. Липгартом и его заместителем по легковым автомобилям Н. Юшмановым.
Им установили довольно жесткие сроки — от получения задания до выпуска должно пройти не более 29 месяцев. Уже через год, 10 мая 1949 года, в Кремле были показаны первые опытные образцы ГАЗ-12, а в октябре 1950 года с конвейера завода сошла первая промышленная партия. Успехи создателей этой машины были высоко оценены. Десять работников Горьковского автозавода, среди которых А. Липгарт и Н. Юшманов, были удостоены Государственной премии.
«ЗИМ» имел немало конструктивных особенностей, впервые примененных в отечественном автомобилестроении: гидромуфта в трансмиссии, передние тормоза с двумя ведущими колодками и фланцевые полуоси заднего моста. Использование несущего кузова позволило довести массу автомобиля до 1 806 кг — весьма низкая величина для шестиместного автомобиля с большой колесной базой. Автомобиль отличался высоким уровнем комфорта: система отопления с подводом теплого воздуха к задним сидениям, эффективная система вентиляции, трехдиапазонный радиоприемник, переключатель указателей поворотов с автоматическим сбросом, сигнальные лампы ручного тормоза и температуры охлаждающей жидкости. В качестве двигателя ГАЗ-12 использовался форсированный вариант шестицилиндрового мотора ГАЗ-51 мощностью 90 л.с., позволяющий автомобилю двигаться со скоростью 125 км/ч.
ГАЗ-12 быстро завоевал признание автомобилистов и успешно эксплуатировался не только в СССР, но и во многих странах мира. Эти автомобили использовались в качестве такси, скорой медицинской помощи, поступали в продажу. Также на базе агрегатов ГАЗ-12 делались интересные гоночные и спортивные автомобили.
Помимо ГАЗ-12 с закрытым четырехдверным кузовом типа «седан» была разработана его модификация с кузовом «кабриолет». Однако серийно она не выпускалась.
Производство ГАЗ-12 «ЗИМ» было прекращено в 1960 году. За 10 лет было выпущено 21 527 автомобилей. На смену комфортабельному «ЗИМу» пришла более совершенная модель представительского класса — «Чайка» ГАЗ-13.
Автор: Нижний Новгород. РИА "Кремль". Октябрь,11. Корр. И. Токарев