Инновационное амфибийное судно на воздушной подушке запатентовал НГТУ
30 сентября 2025 года, 18:22
Евразийское патентное ведомство выдало патент №050565 B1 Нижегородскому государственному техническому университету им. Р.Е. Алексеева (НГТУ) на изобретение «Амфибийное судно на воздушной подушке с универсальным движителем». Об этом сообщает пресс-служба вуза.
Данная разработка представляет собой многоцелевое транспортное средство, предназначенное для эксплуатации в самых сложных природных условиях.
Изобретение относится к области судостроения и может применяться для выполнения различных спасательных операций, доставки грузов и пассажиров в труднопроходимой местности, включая водную поверхность, покрытую льдом или снегом, торосистые поля, заболоченные территории, наклонные поверхности и участки с битым льдом.
Авторами изобретения выступили сотрудники НГТУ: Золотов Николай Владимирович, Калинина Надежда Викторовна, Грамузов Евгений Михайлович и Куркин Андрей Александрович.
Ключевой инновацией разработки является уникальная конструкция воздушной подушки и движительной системы. Внутри кормовой части корпуса по бортам установлены два диаметральных вентилятора с воздухозаборниками на верхней части корпуса. Эти вентиляторы создают воздушную подушку и соединены с мягкими воздушными ресиверами, расположенными по бортам, а также с поворотными соплами в носу и корме судна.
«Наша разработка представляет собой уникальное многоцелевое транспортное средство, способное эффективно работать там, где другие виды техники бессильны, — отмечает один из авторов изобретения, Надежда Калинина. — Это особенно важно для спасательных операций в экстремальных условиях, например, при пожаре на буровой платформе, окруженной льдом, или при проведении спасательных работ в северных болотах».
Особенностью конструкции являются воздуховоды с разделительными заслонками, которые осуществляют регулирование подачи воздуха как в воздушную подушку, так и на тягу в носовые и кормовые сопла. Это позволяет оптимизировать распределение воздушных потоков в зависимости от условий эксплуатации.
В качестве движителей на судне применены два универсальных силовых блока, каждый из которых состоит из двигателя, соединенного переключающейся трансмиссией с воздушным винтом в кольце и со шнековым движителем. Эти блоки присоединены к бортам корпуса при помощи параллелограммных механизмов, что обеспечивает возможность их вертикального перемещения.