«Ревизор» прибудет в Нижегородский театр драмы 11 июня
29 мая 2025 года, 09:13
Новая постановка Александра Марина — пятая премьера 227-го сезона.

Фото афиши предоставлено театром драмы
11 июня в Нижегородском государственном академическом театре драмы им. М. Горького состоится премьера по одной из самых популярных пьес Н.В. Гоголя «Ревизор» (16+). Об этом сообщает пресс-служба театра драмы.
Созданная 190 лет назад комедия «Ревизор» сразу стала популярной и остается актуальной до сегодняшнего дня. И если критик Виссарион Белинский в середине XIX веке говорил, что «Гоголь осуществил поворот русской драматургии к истинно социальным темам и отображению в ней реальных событий русского общества», то спустя сто лет писатель Владимир Набоков утверждал, что «Ревизор» — «самая великая пьеса, написанная в России (и до сих пор непревзойденная)».
Режиссер постановки Академического театра драмы им. М. Горького в 2025-м Александр Марин продолжает эту мысль:
«На этой земле — на территории Российской империи, Российской Федерации — пьеса „Ревизор“ будет всегда актуальна, это тема, которая никогда не уйдет… Что-то, конечно, меняется в обществе, но очень медленно… Гоголь обозначил нам, как мы живем — „На зеркало неча пенять коли рожа крива“! И нашим спектаклем мы, собственно, обращаем внимание на эту проблему. Мы не говорим, что все как было, так и будет у нас. Нет! Но когда-то же нужно нам всем посмотреть, наконец, в это зеркало!».
Каждое новое поколение вносит свои коррективы в восприятие и звучание «вечной комедии». Спектакль «Ревизор» в постановке Александра Марина — современная трактовка пьесы. Знакомые офисные интерьеры, деловые серые костюмы, смартфоны и неофициальные приемы в бане — постановка начинается и заканчивается сегодняшним днем, хотя забавы ради герои и переодеваются в костюмы XIX века, как это модно сейчас в элитарных кругах. При этом со сцены звучит канонический гоголевский текст, который становится ревизором и современного языка, и современного общества.
«Зеркало, которое мы предъявляем зрителю, — современное. Оно может быть разным, например, по Маяковскому — „это вам не зеркало, а увеличительное стекло“. У нас все-таки — зеркало. Что-то укрупнено, что-то сделано более выпуклым и ярким, чтобы можно было нам вместе над этим посмеяться. Ведь ничто не лечит так, как смех! Как только чиновник осмеян, на этом он и кончается. Вот если к поступкам его подходить со всей серьезностью, то виновный, конечно, будет наказан… и отсидит, и вернется, и деньги его не пропадут, потому как уже пристроены! А смех — единственно верное лекарство! Если мы вместе начнем над пороком смеяться, то не допустим уже его в свою жизнь», — сказал режиссер-постановщик Александр Марин.
Пьесу «Ревизор», созданную при непосредственной поддержке министерства культуры РФ, нижегородцы увидят на сцене театра драмы спустя 70 лет после ее последней постановки.
Режиссер и сценограф — заслуженный артист РФ Александр Марин.
Художник по костюмам — Любовь Шепета.
Художник по свету — лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Сергей Скорнецкий.
Композитор — Дмитрий Марин.
Балетмейстер — заслуженный работник культуры РФ Асия Горбачева.
В спектакле заняты: заслуженные артисты России — Сергей Блохин, Николай Игнатьев, Александр Сучков, Алексей Хореняк, артисты драмы — Маргарита Баголей, Иван Бычков, Мария Ватлецова, Алина Ващенко, Денис Волков, Александр Горбунов, Денис Гусев, Евгений Зерин, Наталья Кузнецова, Марина Львова, Александр Мамаев, Николай Смирнов, Иван Старжинский, Сергей Трофимов, Павел Ушаков, Олег Шапков и Алина Хакимова.
Ближайшие показы — 11, 18 и 29 июня.
Справка
Традиционно считается, что сюжет «Ревизора» был подсказан Гоголю Пушкиным. Есть несколько версий об этом. Писатель Владимир Соллогуб утверждал, что Пушкин пересказал Гоголю историю, приключившуюся с неким господином в городе Устюжна Новгородской губернии, который выдал себя за чиновника министерства и обобрал горожан. По другой его версии, за ревизора приняли самого Пушкина, когда он прибыл в Нижний Новгород для сбора материалов о пугачевском бунте. В городе Малоархангельске Орловской области бытует легенда о том, что именно у них Пушкина приняли за большое столичное начальство и явились к нему в номер в парадных мундирах и при орденах… Впрочем, история произведения восходит и к рассказам о командировке перебургского журналиста Павла Свиньина в Бессарабию, и к сатирической повести А.Ф. Вельтмана «Неистовый Роланд», опубликованной за год до «Ревизора», и к еще более ранней рукописи комедии «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» Г. Ф. Квиткой-Основьяненко. Сюжет комедии положений с обманутыми чиновниками был очень популярен в то время… Однако доподлинно известно то, что Пушкин внимательно следил за работой Гоголя над этой пьесой и настойчиво просил его не бросать работу.
Пушкин и Жуковский на первом прочтении Гоголем пьесы «Ревизор» были в полном восхищении, несмотря на скепсис большинства слушателей. Они увидели за классической ширмой типичного сюжета «комедии ошибок» общественный фарс, в котором за уездным городком обозначена вся Россия. Но на судьбу пьесы повлиял также и император Николай I, который вопреки запрету цензоров лично разрешил ее постановку в 1836 году. Государь сводил на «Ревизора» свою семью и министров, а после премьеры, отсмеявшись, сказал знаменитое: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне больше всех».
Сразу после премьеры в питерской Александринке пьесу поставили в Малом театре в Москве. Гоголь писал актеру М.С. Щепкину после премьер: «Действие, произведенное ею (пьесой „Ревизор“), было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня… Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший признак истины — и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия».