ПятницаПт, 29 марта 07:38 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,26 ▼-0,33 EUR 99,71 ▼-0,56

Первая премьера 225-го сезона: в Нижегородском драмтеатре поставили шекспировского «Макбета»

17 декабря 2022 года, 14:02

В репертуаре Нижегородского драмтеатра последние 100 лет «Макбета» не было.

Первая премьера 225-го сезона: в Нижегородском драмтеатре поставили шекспировского «Макбета»

В Нижегородском государственном академическом театре драмы им. М. Горького состоялась первая премьера 225-го сезона, 16 декабря нижегородцы и гости города увидели трагедию Уильяма Шекспира «Макбет» в постановке режиссера Геннадия Шапошникова, на спектакле побывала корреспондент ИА «Время Н».

Данный спектакль — знаковая и значимая веха в истории драмтеатра, потому что последние 100 лет на его сцене «Макбета» не было (ставились «Гамлет», «Отелло», «Ромео и Джульетта» и другие шекспировские пьесы — прим. ред.).

«Так получилось, что в России сценическая история „Макбета“ небогата. Эта пьеса Шекспира ставилась редко. Возможно, что в Нижегородском драмтеатре „Макбета“ тоже не было. По тем немногочисленным сведениям, которые есть, „Макбета“ здесь не ставили с 1893 года», — рассказала на посвященной спектаклю пресс-конференции руководитель литературно-драматической части Тамара Яровикова.

Каждый режиссер в трагедии «Макбет» находит свою идею: одни рассказывают о кознях потусторонних сил, другие — о кровавых ужасах древней истории, третьи — о леди Макбет. Архетипичную историю о властолюбивом шотландском короле, предавшем друзей, Геннадий Шапошников рассматривает не как конфликт личностей, а с точки зрения мифологии.

«Это трагедия человека, которому посулили великое будущее, и который не смог устоять перед соблазном его приблизить, преступив все нравственные законы. Этот материал не потерял своей актуальности, он вечен, потому что это совершенная история с поиском ответов и принятием тех или иных решений. Любую трагедию я рассматриваю как миф, как нечто, что длится постоянно, все время повторяется и требует иного выхода. Добро — это зло, а зло — это добро. Эта философская сторона интереснее мистической», — подчеркнул режиссер-постановщик.

Изначально сценическая версия спектакля предполагалась по переводу Б. Пастернака, как наиболее поэтическому, но во время работы режиссер Шапошников решил соединить разные тексты, добавив переводы М. Лозинского, А. Кронеберга и других. При этом, по словам режиссера Шапошникова, пьеса почти не сокращена и играется полностью, за исключением некоторых сцен, которые можно было выразить мизансценами и музыкой.

Сценография, решенная художником-постановщиком Борисом Шляминым через сочетание металла, стекла и камня, отсылает зрителя к мифологическому миру идолов.

«Я создал некое трехмерное пространство, в котором можно сыграть миф. Оно свободное, и в то же время камерное. Бытового ряда практически не существует», — заметил Борис Шлямин.

Особую роль в спектакле играют свет и мультимедийные проекции. Костюмы, оружие и боевые сцены также глубоко символичны. Режиссер по пластике Ольга Семаева, говоря о постановке боев, рассказала, что перед ней стояла задача минималистично представить эти сцены, пользуясь скупыми средствами.

Интересно, что Геннадий Шапошников обращается к произведениям Шекспира уже не первый раз. В его постановочном багаже есть трагедии «Гамлет», «Ромео и Джульетта», комедии «Сон в летнюю ночь», «Укрощение строптивой». Но поставить «Макбета» была в последние годы заветной мечтой.

«Я уже работал с труппой Нижегородского театра драмы на постановке „Смуты“ (12+), поэтому был уверен в том, что она сможет сыграть эту шекспировскую трагедию. Мне кажется, что в спектакле нам удалось сделать некие вещи, которых не было до нас», — сказал Шапошников.

«Премьера спектакля „Макбет“ — подарок нижегородскому зрителю в преддверии Нового года. Еще одной хорошей новостью стало то, что в этом году в новогодние праздники мы порадуем не только маленьких зрителей, но и взрослых. В каникулы запланирован показ десяти спектаклей, три из них пойдут в дневное время. На данный момент билетов практически не осталось», — сообщил директор Нижегородского театра драмы Борис Кайнов.

Нижегородцы смогут увидеть премьеру «Макбет» 23 декабря.

Фото: drama.nnov.ru

Режиссер-постановщиком выступил Геннадий Шапошников, за сценографию и костюмы отвечал Борис Шлямин, художником по свету стал Сергей Скорнецкий, режиссером по пластике — Ольга Семаева.

В постановке занята почти вся труппа театра. В ролях: Евгений Зерин, Александр Лапшов, Павел Ушаков, Сергей Блохин, Олег Шапков, Сергей Трофимов, Наталья Кузнецова, Маргарита Баголей, Николай Смирнов, Марина Львова, Людмила Штепанова и другие.

Начало в 18:30. Длительность: 2 часа 55 минут (с антрактом). Возрастное ограничение: 16+.

Напомним, что Нижегородский театр драмы открыл 225-й сезон спектаклем «Дни Турбиных» (12+).

Справка

«Макбет» датируется 1605−1606 годами. Прижизненных изданий трагедии не было (впервые напечатана в шекспировском сборнике 1623 года), но ставилась она постоянно. При жизни Шекспира немалую роль в успехе пьесы играл фантастический, демонологический элемент. Но через несколько десятилетий мистическая сторона представлялась уже иначе: с 1663 года шекспировские ведьмы стали петь и танцевать.

Российские зрители впервые — полностью на русском языке — смогли увидеть «Макбета» в 1890 году. В период царствования Николая I постановка пьесы неоднократно запрещалась («Макбет» был в России под особым запретом до 1860 года).

Автор: Ольга Ковалева



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем