ЧетвергЧт, 18 апреля 09:36 16+
Сейчас  °C
USD$ 94,32 ▲0,25 EUR 100,28 ▲0,35

«Дом нижегородского искусства ХХ-ХХI» предлагается открыть в Нижнем Новгороде

7 февраля 2022 года, 15:20

Идея создания художественного центра презентована на выставке «АРТ МИР».

«Дом нижегородского искусства ХХ-ХХI» предлагается открыть в Нижнем Новгороде

Проект создания художественного центра «Дом нижегородского искусства ХХ-ХХI» представлен в рамках 5-й международной выставки искусств «АРТ МИР» на Нижегородской ярмарке, рассказал Михаил Дуцев, куратор проекта, художник, доктор архитектуры, заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды ННГАСУ.

«Будущий художественный центр призван собрать воедино музейно-выставочные, творческие и культурно-просветительские функции, связанные с традицией нижегородской реалистической школы живописи и графики, а также книжной иллюстрации, театрального искусства на базе сложившейся коллекции и общности художников. Основной миссией центра представляется жизнь нижегородского искусства в совокупности материальных и нематериальных составляющих: сбережение и осмысление художественного наследия, рождение новых языков, постоянное пополнение коллекции и трансляция ее во времени. Основой жизнеспособности проекта представляется связь и преемственность поколений художников, объединенных мировоззрением и созвучным образным видением», — сообщил Михаил Дуцев.

На сегодняшний день сформировалось ядро экспозиции, состоящее из произведений нескольких уже ушедших от нас авторов: художника Льва Шаболдина, художников и педагогов изостудии Дворца детского (юношеского) творчества им. В.П. Чкалова Инны Соловьевой и Владимира Сергеева, а также значимых авторов, развивающих свое творчество сегодня, среди которых Владимир Рекин, Дмитрий Рекин, Анна Лагеда, Ольга Лагеда, Михаил Дуцев. Работы художников объединяет многое в творческом плане, например, нижегородская тема: пейзажи, лица, события… Хочется сделать этот уникальный материал доступным зрителю!

Каждый автор обладает яркой индивидуальностью, излюбленными мотивами, жанрами, техникой, своим узнаваемым стилем и, в то же время, существуют важные точки пересечения художников, их взаимное влияние.

Лев Шаболдин (1939−2010) известен знатокам искусства, прежде всего, как певец нижегородских ландшафтов: широких панорам Стрелки, заречных далей, исторических улиц Нижнего Новгорода. Все мотивы художника отмечены возвышенным духовным началом, исполнены в узнаваемом колористическом ключе. Особого внимания заслуживают акварельные серии автора. Художественный язык мастера сформировался в период «сурового стиля», что характерно и для следующего автора.

Имена преподавателей изостудии Инны Степановны Соловьевой и Владимира Алексеевича Сергеева для многих неразрывно связаны. Они оставили след в культуре города не только в области изобразительного искусства: профессиональная честность с учениками, чистота вкуса, философия жизни и творчества, каждодневное подвижничество позволили им стать истинными Учителями. Значимой вехой стала их авторская методическая программа «Искусство видеть мир».

Наследие Инны Соловьевой (1943−2011), к сожалению, мало знакомо зрителю, но обладает особой ценностью и притягательностью. Нюансный колорит, максимальная сдержанность в сочетании с живописным темпераментом создают тонкий и завораживающий мир произведений. Как преданного своему делу учителя Инну Степановну с благодарностью вспоминают воспитанники Изостудии Дворца творчества юных им. В.П. Чкалова разных поколений.

Преподаватель изостудии Владимир Алексеевич Сергеев (1949−2011) — всегда требовательный с учениками и тонкий лирик в искусстве. Его созерцательные, погружающие в живописную стихию пейзажи и натюрморты предполагают соответствующий, неторопливый и вдумчивый режим восприятия. Особая грань его творчества — проникновенные портреты, посвященные близким людям и обобщенным, порой каноническим образам. Уникальным наследием по праву можно считать пастели художника — вещи высочайшей душевной и художественной культуры, повлиявшие на многих соратников и выпускников.

Художественная стихия Владимира Рекина (1942 г. р.) — акварель, выраженная на самом высоком уровне образного звучания и мастерства. Смело экспериментируя с тоном, цветом, фактурой, художник создает собственный художественный мир, созвучный музыкальному произведению и высокой поэзии. Авторский стиль В. Рекина ярко индивидуален: во всех произведениях художнику удается подняться до высот художественного обобщения и выразить сам дух акварели в индивидуальном прочтении.

Дмитрий Рекин (1973 г. р.) во многом унаследовал темперамент отца, но проявляет его в своем индивидуальном ключе. Помимо плакатов и иных произведений графического дизайна, он автор живописных вещей, выполненных темперой или маслом. Насыщенные цветом, контрастные по ритмам работы всегда узнаваемы, в меру декоративны, формально выразительны, полны жизни, энергии, радости.

Анну Лагеда (1986 г. р.) отличает внимательное и при этом свободное отношение к натуре, свежая трактовка повседневных, обыденных, на первый взгляд, мотивов. В авторском подходе органично сочетается характерная легкость, естественность, искренность с крепкой школой и силой формального эксперимента. Неслучаен и выбор материала, позволяющего в каждый момент достигать искомого единства: акварель, пастель, смелые сочетания различных графических средств и печатные техники. Любимые темы художника: город, природа, ню, автопортреты, цветы, интерьеры, безусловно, дети.

В работах Ольги Лагеда (1986 г. р.) всегда присутствуют размышление и смысловой контекст, обогащающие восприятие произведения. Индивидуальный стиль автора характеризует сочетание смелых новаций и художественной традиции. О. Лагеда активно работает как художник театра, владеет широким спектром выразительных средств, в большей степени использует темперу, гуашь, смешанную технику. Графические серии автора исполнены в лаконичной обобщенной манере, позволяющей создать запоминающийся художественный образ, сконцентрироваться на композиции и фактуре материала.

Сам Михаил Дуцев (1979 г. р.), автор идеи и куратор данного проекта, художник и архитектор, преподаватель факультета архитектуры и дизайна ННГАСУ, известен как мастер пастели. Михаил занимался в Изостудии Дворца детского творчества им. В.П. Чкалова под руководством педагогов И.С. Соловьевой и В.А. Сергеева. Уже много лет мудрым собеседником и старшим другом является художник В.И. Рекин. Поэтичный, эмоциональный и одновременно точный взгляд во многом сформировался, благодаря учителям и творческому общению с соратниками по цеху. Художника вдохновляет лирика старого города: нижегородские дворики, улицы, крыши и дали. Другие авторские мотивы — танец, движение, женские образы — дают пространство для свободного пластического поиска. Работы автора объединяют живописные и графические начала.

«Помимо чисто художественной, есть еще одна цель организации центра, которая заключается в долгосрочном стратегическом планировании. Опираясь на авторскую идею Центра искусств в Нижнем Новгороде (выдвигается М.В. Дуцевым в публикациях с 2005 г.), целесообразно рассмотреть „Дом нижегородского искусства ХХ-ХХI“ в качестве стартовой площадки для дальнейшего развития темы в масштабе города и области. В будущем наш город мог бы приобрести сеть таких локальных центров-музеев-мастерских, объединенных общим маршрутом, что послужит подъему творческой жизни и трансляции художественного наследия будущим поколениям», — рассказали соорганизаторы проекта.

Возрастное ограничение: 12+.



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Общество
«Если нужно помогать — значит, нужно!»
Нижегородка рассказала информационному агентству «Время Н», как она организовала сбор и доставку гуманитарной помощи в зону СВО.
Политика
Нижегородский мэр — кто он?
В современной истории Нижнего Новгорода в должности главы города побывали 10 человек.
Общество
Нижегородские архитекторы предлагают развернуть город к реке
И подумать про целостность речного фасада Нижнего Новгорода.
Общество
Светлана Кулёва — об образовательном процессе в лицее №87
Она дала интервью «Волге 24».