Истребитель И-16, находящийся в ангаре музея В. П. Чкалова на его родине, едва не стоил летчику жизни
21 января 2004 года, 17:03 Тема: Юбилей В.П.Чкалова
Нижний Новгород. РИА «Кремль». 21 января. (корр. Т. Юхманова) — Самолет, изображенный среди других экспонатов в ангаре музея В. П. Чкалова на его родине в городе Чкаловске — едва не стоил летчику жизни. Об этом корреспонденту РИА «Кремль» рассказал доцент Нижегородского госуниверситета имени Н.И. Лобачевского, кандидат исторических наук Евгений Подрепный.
В июле 1935 года при испытании модифицированного И-16 (самолет предназначался для установления женского рекорда скорости полета) В.П. Чкалов потерпел аварию. Мерная миля была выбрана вблизи завода, вдоль прямого участка Московского шоссе. В.П. Чкалов, в соответствии с программой испытаний, вначале сделал две петли туда и обратно на минимальной скорости на высоте 50−70 м. Затем, уйдя подальше, разогнал машину до максимальной скорости выдерживая строго горизонтальный полет. Самолет со страшным ревом несся у земли. Вдруг звук резко изменился, стал похож на металлический стук и мгновенно смолк. Истребитель задымил, взмыл метров на 300−350 и стал планировать на лес.
Чкалов сумел посадить самолет в район сравнительно молодого хвойного леса. Перед ударом о деревья летчик поставил самолет на дыбы и смягчил удар, ломая ели. В последний момент истребитель перевернулся, и летчик, ударившись лбом о край кабины, повис вниз головой. Вскоре его вытащили первые подбежавшие колхозники, работавшие поблизости. Он пришел в сознание, ему перевязали голову и на подводе отвезли в поликлинику завода.
Аварийная комиссия пришла к выводу, что причиной аварии явилось разрушение мотора вследствие попадания небольшой металлической детали в один из цилиндров. Это можно было сделать только через открытый клапан. Считалось, что не исключена диверсия.
Как отметил Евгений Подрепный, история сотен И-16 навсегда связана с именем В.П. Чкалову — с 1934 по 1938 год он был шеф-пилотом Горьковского авиационного завода, который стал головным по выпуску самолетов этой модификации. Здесь построено 8 495 этих самолетов различных типов. Подпись Чкалова стояла в формулярах машин перед словами о том, что самолет пригоден к эксплуатации в ВВС Красной Армии.
Самолет И-16 с мотором М-25 стал одним из основных истребителей наших ВВС. Именно этот небольшой истребитель И-16 тип 5 теперь можно увидеть на памятной доске, посвященной В.П. Чкалову, на бывшем ангаре Горьковского авиационного завода — ныне авиастроительного завода «Сокол».