«Не ждите прямых ответов — в этом мире их нет. Мы пытаемся найти смысл внутри себя» — А. Малофеев
16 декабря 2003 года, 15:59
На вопросы корреспондента РИА «Кремль» отвечает режиссер Муниципального театра ритмо-пластики «Преображение» Анатолий Малофеев.
Как возник Ваш театр? Расскажите об истории его возникновения? И почему выбрано такое название?
Театр Мистерий был создан в 1991 году как театр движения, театр-лаборатория пластической импровизации. За 12 лет интенсивной работы ему пришлось выдержать множество испытаний, оказавшись перед проблемой выбора между материальными и духовными потребностями. Через репетиционную работу прошли много пробовавших свои силы. Остались немногие. Театр «Преображение» в новом качестве муниципального открылся в Нижнем Новгороде 20 сентября 2003 года. Почему «Преображение»? Это принцип, сердцевина театра. Если мы не преображаемся, то театр не нужен. Актер должен преображаться в процессе действия. Если он этого не делает, то нет импровизации, нет живой мысли. Нет того, что питает зрителей, а значит, нам нечего дать зрителю.
Чем отличается театр ритмо-пластики «Преображение» от других театров Нижнего Новгорода?
Основной прием работы нашего театра — импровизация. Я бы в жизни не пошел на хорошо сделанный спектакль, если в нем нет духа живой творческой мысли. Мне интересны те 2−3 момента, когда вдруг в актере проснется что-то, и он забудет, что выучил роль, и произнесет 3 настоящих слова. Ведь неискушенному зрителю можно замазать мозги красивым зрелищем. Для меня такой театр устарел. Для меня важен мыслящий актер, который будет творить, а не повторять вчерашнюю роль. Единственное, что мы можем отдать, — это творческую энергию в образах и вибрациях движущегося тела, в композициях — это и есть подлинное зрелище.
Если функция актеров Вашего театра — преображать, то какова функция и роль зрителей, пришедших на спектакль?
Преображаться вместе с нами! Нас интересует момент сопричастности, сопреображения. Мы верим в то, что передаем. Потому что у зрителя горят глаза.
Сколько человек составляет труппу, и как бы Вы охарактеризовали актеров театра «Преображение»?
В труппе «Преображения» всего 6 актеров: Алина Трашкова, Татьяна Попенкова, Сергей Еремин, Сергей Торопков, Ольга Щурова и Татьяна Чекина. Актеры театра - это национальное достояние: лгуны, как и все в мире, уклонисты от черной работы, при этом всегда работают по-черному. Кроме того, в воплощении сценических идей участвуют художники Мария Галина, Наталья Сырова и Наталья Юрина. Художник по свету — Вячеслав Приданов.
Что положено в основу репертуара? Из чего складываются Ваши спектакли?
Творческий метод театра формировался под влиянием русского и зарубежного театрального наследия, работ А. Станиславского, М. Чехова, Б. Эйфмана, С. Крехина, В. Полунина, Э. Декру, П. Брука, М. Бежара, П. Бауш и мн. др. Мы не подбираем материал принципиально, мы его прощупываем, выискиваем внутри, себя пропускаем через себя — из этого информационного потока созревает в конкретный момент тема, и мы понимаем, что она нам нужна, тогда и рождается название. Так, спектакль «Сны Сальвадора Дали» возникли под впечатлением от иллюстраций художника и прочтения его произведений. Все наши сценические работы построены не на сюжете, не на логике, а на игре чувств и отношений персонажей друг с другом, пространством и миром. В целом, — это результат сотворчества режиссера и актеров.
Какова должна быть сценическая площадка, чтобы воплотить мысли театра «Преображение»?
Сцена нужна такая, чтобы позволить вступать в контакт с актерами, нужно оптимальное пространство. В Нижнем, к сожалению, такой сцены нет.
Почему театр ритмо-пластики «Преображение» не участвует в конкурсах и фестивалях, которые проходят в Нижнем Новгороде?
От участия в любом театральном фестивале ожидаешь импровизации, чего-то нового. Болезнь же наших театров — предсказуемость, мы точно можем представить, какой спектакль поставит тот или иной театр Нижнего Новгорода.
Не боитесь ли Вы, что «Преображение» станет брожением и, тогда театру придется бежать на одном месте?
Я человек проверенный временем. Скучность брожения рождается из-за излишней самоуверенности, я же готов умереть под забором. Чтобы не забродить, я работаю и думаю всю жизнь, ведь мы — «преображенцы». Все в театре создано нашими руками.
Сейчас мы пребываем в легкой задумчивости, что делать дальше. Нам подарили потрясающий материал для нового спектакля — альбом «Времена дня» нижегородского скрипача Павла Томилина и композитора Сергея Корнилова. Кроме того, я хочу сделать в Нижнем Новгороде такую творческую лабораторию, в которой нашлись бы 2−3 музыканта, способные импровизировать и вступили в прямой контакт с актерами. Мы бы давали вечера культурного синтеза музыки, движения и стихов. Сегодня мы разучились сотворить, и каждый тянет одеяло на себя. Кроме того, 26 ноября на фестивале в городе Кузнецке, где мы заявлены как театр премьер, пройдут спектакли «Наваждение» и «Восставшие из нафталина». Мы планируем сделать импровизационный сейшн с каким-нибудь из приглашенных театров, ведь Мы — это театр движения, открытый для новых идей и сотрудничества.