ЧетвергЧт, 23 сентября 03:43 16+
Сейчас +9 °C Утром +9…+11
USD$ 72,88 ▼-0,33 EUR 85,49 ▼-0,37

Ольга Петрова: «Образование должно быть качественным, доступным и экологичным»

18 августа 2021 года, 09:57

Министр ответила ИА «Время Н» на актуальные вопросы школьного образования.

Ольга Петрова: «Образование должно быть качественным, доступным и экологичным»

Через несколько дней миллионы российских детей сядут за школьные парты. В школах снова закипит жизнь…, которая, впрочем, не прекращалась и летом. Образовательные организации активно готовились к новому учебного году, большинство из них уже приняты комиссиями. На эту и другие актуальные темы школьного образования мы побеседовали с министром образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольгой Петровой.

— Ольга Викторовна, как Вы оцениваете готовность нижегородских школ к новому учебному году? Есть ли какие-то особенности в этом году?

— По сравнению с прошлым годом, никаких изменений в этом вопросе не произошло. Большое внимание уделяется подготовке пищеблоков. Они должны строго соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам. Проверяем наличие дезинфицирующих средств, бактерицидных ламп и т. д. В общей сложности к настоящему моменту приемку прошли 635 школ Нижегородской области, или 80% от общего количества наших общеобразовательных учреждений.

— Есть ли опасения, что к 1 сентября что-то не успеют доделать? Возможно, где-то подрядчики срывают сроки ремонта?

— Ремонт — отдельная тема. Напомню, что, начиная с 2019 года, на территории региона реализуется госпрограмма «Капитальный ремонт образовательных организаций Нижегородской области». Среди учреждений, которые вошли в эту программу Ардатовская средняя школа № 2, Арефинская средняя общеобразовательная школа (Вачский район), средняя школа № 3 г. Лысково, Сявская средняя общеобразовательная школа (г.о.г. Шахунья), а также школы Нижнего Новгорода № 29, № 106, № 167, № 171 и № 156.

1 сентября 2021 года часть этих школ откроет свои двери для учащихся. Это, в частности, школы № 29 и 171. Кроме того, должны заработать новые школы в поселке Новинки и жилом комплексе «Анкудиновский парк».

Мы прикладываем все усилия, чтобы все школы приняли детей вовремя.

— Сколько первоклассников придут в школы Нижегородской области?

— Согласно прогнозу, в муниципальные и государственные образовательные учреждения должны прийти 36 614 первоклассников. По частным школам точной цифры пока нет, но, если обратиться к данным прошлого года, то это было 615 детей.

— Учеба, насколько известно, для всех будет очной?

— Учебный процесс планируется проводить в очном формате. При этом будут соблюдаться все необходимые меры противоэпидемиологической безопасности.

— А если все же придется перейти на дистанционку?

— Возможности для этого сегодня есть у всех, но нет такой необходимости. Можно с уверенностью сказать, что массового дистанционного обучения не будет. Кроме того, надо понимать, что дистанционка никогда не заменит очного образования, особенно в школе.

— Насколько острее стала кадровая проблема в образовании? Вырос или уменьшился дефицит педагогов в этом году?

— Точными данными мы будем располагать в сентябре, когда учителя выйдут из отпусков. Но, конечно, вопрос кадровой обеспеченности в образовании стоит, и мы его решаем. Огромную роль в этом деле играет педагогический Мининский университет и наши педагогические колледжи.

Отмечу, что с этого года появилась возможность трудоустраивать в школы студентов после окончания ими III курса. То есть уже на четвертом курсе они могут начинать свою профессиональную деятельность. Это и заработок, и трудовой стаж, и практика, которая пригодится для написания дипломов. А для школ это вариант решения кадровой проблемы.

— Расскажите, как идет модернизация региональной системы образования.

— Работа ведется по всем направлениям. Здесь, скорее, нужно говорить, не о школьном образовании, а о следующей ступени. Так, в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» в 2019 и 2020 годах на базах 9 техникумов и колледжей было создано 50 современных мастерских, оснащенных высокотехнологичным оборудованием. До конца 2021 года будет создано еще 4 современных мастерских по направлению «Искусство, дизайн и сфера услуг». Не так давно Нижегородская область победила в отборе и получит федеральное софинансирование на обновление материально-технической базы в течение следующих трех лет: с 2022 по 2024 годы в регионе будет создано еще 36 современных мастерских.

Созданные мастерские помогут преодолеть разрыв между получаемым образованием и требованиями, предъявляемыми современными работодателями. Они станут Центрами развития компетенций в приоритетных для региона областях. На базе таких Центров планируется развивать сетевые проекты, готовить и повышать квалификацию специалистов под запросы предприятий и организаций в соответствии с передовыми технологиями и международными стандартами, в том числе стандартами движения WorldSkills.

Кроме того, в рамках федерального проекта в регионе был создан Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), деятельность которого направлена на объединение образовательного и промышленного потенциалов и формирование актуального содержания и технологий профессионального образования. На начальном этапе деятельность ЦОПП ориентирована на помощь в определении приоритетов в развитии ребенка в ходе профориентационной работы, а также предоставление возможности для получения первой профессии. Вместе с этим, в Центре развиваются и другие форматы профподготовки различных категорий граждан по освоению наиболее востребованных профессиональных навыков и компетенций.

— Давайте вернемся к школе. Если сравнить нынешнюю ситуацию с той, что была лет 10 назад, видны ли перемены к лучшему или худшему?

— Безусловно, школа — это отражение того, что происходит в обществе. На мой взгляд, главное — чтобы образование было качественным, доступным и экологичным. Именно экологичным. С точки зрения всех подходов. Детям должно быть комфортно в школе, они должны идти туда с радостью. Это зависит от многих факторов — от личности директора, от учителей, от окружающей среды.

Нельзя выдергивать факты из контекста, нужно смотреть на картину в целом. 10 лет назад школа работала для тех, кто жил тогда, в тех условиях. Сейчас многое изменилось. Появились новые технологии. Кнопочные телефоны превратились в смартфоны. Что лучше? Кнопочный телефон соответствовал требованиям своего времени, смартфон — своего.

— Как бы вы сформулировали главную проблему школьного образования?

— Наверное, в этой связи надо, прежде всего, говорить о кадрах, о человеческом ресурсе. Но это проблема не только образования. Допустим, в IT отрасли тоже есть дефицит специалистов. Однако школа к этой проблеме более чувствительна. Если в IT большая часть сотрудников может работать удаленно, то в школе педагог должен находиться на рабочем месте, непосредственно в учреждении, с детьми. И поэтому важно создавать для него максимально комфортные условия труда, облегчать ему работу, делать ее более экологичной.

Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Общество
Опубликованы задания финального этапа конкурса «Узнай свой город!»
Имена победителей будут названы в четверг, 23 сентября.
Наука и технологии
«Чтобы хорошие ученые могли стать настоящими научными руководителями, им нужны серьезные полномочия»
Почему естественный интеллект важнее искусственного, как привлечь талантливую молодежь в Саров и что может стать альтернативой ядерному оружию? На вопросы «СР» отвечает почетный научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ, академик РАН Радий Илькаев.
Общество
Ирина Шумская: «Большинство случаев рака головы и шеи можно предотвратить с помощью глобальной ликвидации употребления табака и развития вакцинопрофилактики»
В 2019 году в Нижегородской области от опухолевых заболеваний этой группы умерло 366 человек.
Культура
«Верона» стала предисловием к насыщенному творческому году в нижегородском драмтеатре
Нижегородский государственный академический театр драмы имени Максима Горького открыл театральный сезон.