Людмила Филатова: творчество художника позволяет ему воспринимать этот мир по-особенному
22 октября 2025 года, 07:20
Художник уверена, что искусственный интеллект никогда не заменит человека в искусстве.
25 октября отмечается международного день художника. Об особенностях этой профессии, организации авторских выставок в Нижнем Новгороде ИА «Время Н» рассказала известная художница Людмила Филатова.
— Как у вас зародился интерес к такой творческой профессии, как художник?
— Как известно, все таланты раскрываются в детском возрасте. Практически всю свою сознательную жизнь я занимаюсь рисованием. В юношеские годы мне очень хотелось получить высшее художественное образование. Я поступила в ГИСИ (ныне ННГАСУ). Во время учебы моим наставником был Заслуженный художник РФ Дмитрий Кормилицын. Мы изучали разные виды живописи… Сейчас я активно осваиваю новые техники, например, текстурную живопись с использованием потали, флюид-арт и т. д.
— Вы являетесь организатором разных выставок в Нижнем Новгороде. Ваши картины всегда объединены по определенным тематическим группам?
— Они, действительно, в основной своей массе собраны тематически. В основном, это пейзажи, а также русская церковная архитектура и картины, изображающие важные события в истории России. Я подробно занимаюсь изучением эпохи допетровской периода, XVI-XVII века. Тогда наша страна развивалась специфическим образом во всех направлениях, очень многое мы унаследовали от Византии. А при Петре I национальная культура оказалась полностью замещена англо-саксонскими ценностями. Везде: в архитектуре, живописи, одежде, музыке… Только в конце 19 века, при Александре III, в России начался обратный разворот к допетровским ценностям. Тогда стал ярко проявляться псевдорусский стиль в архитектуре и интерьерах, Входили в моду допетровские боярские костюмы. Фрейлины ходили в кокошниках, военная форма стала удобнее, теплее и приобрела характерные русские черты. Хочу отметить знаменитый Костюмированный бал 1903 года, на котором российская аристократия была обязана явиться в древнерусских одеяниях. Думаю, что на тот момент император Николай II и его приближенные так утверждали значимость русской культуры, уходили от всего англо-саксонского.
— Что конкретно изображено на ваших картинах, описывающих допетровскую эпоху?
— В основном, соборы, Кремли, монастыри. Много типично русских пейзажей.
— На каких известных представителей русской живописи вы опираетесь в своем творчестве?
— Я бы не стала выделять кого-то конкретно. Мне по душе разная историческая тематика. Нравится, например, русский художник Николай Рерих, который на своих картинах изображал события, связанные с завоеванием Сибири. Билибин, Васнецов, Сергей Соломко, Малютин- многие живописцы конца 19 века развернули общество лицом в истокам.
— А как представлена на ваших картинах историческая архитектура Нижнего Новгорода?
— Возьмем картину «Крестный ход в Благовещенском монастыре при выходе казаков на засеку». Это 17й век, перед вступлением Петра I на престол. Тогда граница между Диким Полем и цивилизованной Русью проходила прямо по линии Арзамас-Шатки! В 100 км от Нижнего степные орды грабили нас и уводили в рабство! Конечно, все надежды нижегородцев были на казацкое ополчение. Собирали их в походы всем миром, молились за них, собирали Крестные ходы перед отправкой на бой.
— На каких общественных площадках и пространствах Нижнего Новгорода проходят выставки ваших картин?
— Ведутся переговоры с галереей «Ничегострашного» (ул. Варварская. д. 32). 4 ноября откроется выставка в библиотеке имени А.С. Попова Приокского района. В бизнес-центре «Столица Нижний» представлено несколько картин. Также иногда мои картины выставляются в Законодательном собрании Нижегородской области, в выставочном центре «Микула», в Библиотеке ЦДПИ и в других местах.
— Настоящий художник — экстраверт или интроверт?
— Скорее, все-таки интроверт. Каждый художник обладает своим внутренним миром, и сам себе и автор, и критик, и редактор.. Эта закрытость от неустойчивости и нестабильности современного мира защищает его чувства.
— Сейчас повсеместно внедряется искусственный интеллект (ИИ). Сможет он заменить человека в искусстве?
— Я считаю, что картина, созданная искусственным интеллектом, не способна вызвать особые чувства у человека, в отличие от той, которая написана человеческой рукой. В картину, автором которой является художник, была вложена душа и человеческие эмоции. А это самое главное. ИИ никогда не удастся этим завладеть.
Автор: Кирилл Опекунский