ЧетвергЧт, 18 сентября 02:16 16+
Сейчас  °C
USD$ 83,00 ▲0,16 EUR 98,30 ▲0,41

Никита Номерз — о том, почему человек становится художником

17 сентября 2025 года, 11:09

Художник дал интервью «Волге 24».

Художник Никита Номерз в интервью на телеканале «Волга 24» рассказал о том, почему человек становится художником.

  • Расскажите, почему человек становится художником?
  • Это то, что невозможно сдержать в себе, и мне с самого рождения интересно было как-то себя творчески проявлять. И визуальный язык стал моим языком, через который я вообще транслирую какие-то свои идеи и мысли. Все это плавно меня привело в мир современного искусства и, если говорить конкретно, в мир стрит-арта, где я через публичные, уличные проекты выражаю свои эмоции, мысли, какие-то идеи, донося их зрителям, которые могут это встретить в городской среде.
  • Да, вот интересно, у вас ведь, получается, основные направления вашей работы — это стрит-арт и паблик-арт. С чем это связано?
  • Сейчас я шире себя вижу в целом, как просто художник, который занимается искусством. Но, действительно, мой творческий путь начинался именно с уличного искусства. Сперва это было таким более субкультурным, еще в подростковые времена. Но впоследствии я понял, что мне мало субкультурного комьюнити, потому что мне хотелось через свои проекты разговаривать со зрителем. Поэтому все стало усложняться, накладываться какими-то концепциями и философиями, которые я закладываю в свои проекты. И уличное искусство — это как бы охват максимального количества людей, и подготовленных, тех, которые интересуются искусством, и тех, которые совершенно к этому не готовы, те, кто не знает меня и мое искусство. Но и это тоже некоторые рамки, поэтому мне как автору интересно пробовать себя и в других форматах, создавать и студийные полотна, и какие-то объекты, инсталляции, скульптуры, которые я демонстрирую в выставочных пространствах.
  • А вот вы еще занимаетесь таким направлением как сайт-специфик. Давайте вообще поговорим, что это такое, расшифруем понятие. И что это направление дает художественному высказыванию?
  • Это такой подход, когда художники максимально стараются гармонично работать со средой и вписывать свой сюжет, свой образ в контекст. При создании таких работ учитываются архитектурные особенности, которые влияют на композицию, которую ты выстраиваешь. Ты изучаешь какие-то исторические контексты, связанные с этой локацией. Может быть, знакомишься с жителями, которые живут в этом доме, и ты через свое произведение можешь рассказать историю жителей. В общем, это такое максимальное погружение в контекст И эту работу невозможно вырвать и перенести в другое место. Она привязана к этому месту, и только там она максимально работает с окружением.
  • Вот знаете, мы еще начинали говорить про ваш путь, как вы становились художником. А мне интересно, насколько художнику, который занимается современным искусством, важно получать классическое образование?
  • У всех по-разному происходит. Кто-то самоучки, и просто это такое идёт от души, и дальше ты начинаешь этим заниматься. У кого-то есть художественное образование, у меня что-то среднее, потому что я учился в строительном университете, и у нас была некая база, то есть это не профессиональное художественное образование.
  • Чертить вы умеете.
  • Да, у нас были и живопись, и рисунок, то есть классические какие-то базы я всё равно получил. Интересно, что параллельно с обучением я уже занимался уличным искусством, и в какой-то степени и уличное искусство влияло на мои студенческие проекты, и в то же время на мое уличное искусство. Искусство в целом влияло и продолжает влиять на образование, которое я получил.
  • Давайте поговорим о географии ваших проектов. Где в России можно увидеть ваши работы?
  • Для меня вообще всегда было интересно путешествовать, потому что это погружение в новый контекст, Особенно, когда проекты создаются вообще за пределами России. Если говорить про Россию, проекты были в огромном количестве городов, от Санкт-Петербурга до Владивостока, в рамках различных фестивалей, групповых выставок или резиденций я участвовал, создавал проекты. Также есть проекты за рубежом. Я делал проекты в Германии, во Франции, в Испании, в Финляндии, в Таиланде, Арабских Эмиратах. В общем, география большая. И всегда, приезжая в новую страну или новый город, ты, как бы, смотришь новый какой-то культурный код, ты перенимаешь опыт, потому что это фестивали, резиденции. В Нижнем Новгороде долгие годы я делал фестиваль места, и, перенимая опыт других проектов, я смотрел, чем можно дополнить, улучшить тот проект, который делаю в Нижнем Новгороде. Ну и плюс, ты, приезжая в другой город, делишься еще частичкой Нижегородского уличного искусства, потому что в этих городах я оставлял свои проекты.
  • Что нижегородцы могут увидеть в своем городе вашего авторства? Что у нас в городе написано рукой Никиты Номерза?
  • Конечно, более долговечные работы, которые создаются в мастерской, в студии.
  • Она у вас в Нижнем, да?
  • Да, я базируюсь в Нижнем Новгороде, мастерская здесь. Проводил персональную выставку, это тоже такой значимый этап в моей художественной биографии. Собственно, выставка была приурочена к книге. Я сюда сегодня принёс, это книга «Части целого», которая посвящена долголетнему моему проекту, серии работ, которая начиналась как раз как стрит-арт-проект, впоследствии стала распространяться и в формате разных студийных работ. И я презентовывал студийный проект, который имеет точки соприкосновения с некоторыми стрит-арт-проектами. Что касается именно уличных проектов, их не так много, потому что уличное искусство — хрупкое искусство, оно исчезает со временем. Работы могут быть испорчены, закрашены, что-то, в общем, с ними может происходить что-то, они просто выцветают или осыпаются. И в этом есть тоже некая такая философия, что ты создаешь работу, она существует в среде своей какой-то собственной жизнью, проживая этот путь, и всегда в новом виде в каком-то предстает перед зрителем. Но чтобы попробовать сохранить это хрупкое искусство, у меня появилась идея создать книгу, которая станет такой капсулой, которая соберет работы за разные годы. Тут архив с 2013 по 2024 год. Если говорить про нижегородские некоторые объекты, я отмечу особо, наверное, какие-то знаковые. Есть работа Ростки, которая находится на Куйбышской водонапорной станции. Такое знаковое очень место, которое стало стихийным музеем уличного искусства в Нижнем Новгороде. Есть работа в Сормове. На заводе «Красный Сормово» мы проводили как один из объектов фестиваля «Место». И там такая галерея уличных работ. Разные художники делали объекты в разных стилях и техниках. У каждого был свой сегмент, и один из сегментов стал моим полотном. Можно посмотреть, это на улице Баррикад. В общем, один из моих объектов, собственно, из серии «Части целого».
  • То есть, получается, в книге «Части целого» вы объединили свои работы, которые находятся не только в Нижнем Новгороде, но в разных точках России и мира тоже?
  • Да-да, всё верно, это такой международный проект получился, который я собирал по крупицам, опять же, из разных частей, собрав целые, в целые полноценные издания.
  • Никита, вы видите, как будет развиваться ваше творчество дальше? Конечно, это наверняка связано с тем, какой человек Вы сейчас, каким человеком вы будете через несколько лет, но есть ли у вас какое-то видение? Вы хотите оставаться в рамках направлений паблик-арт, стрит-арт, сайт-специфик, или вы хотите попробовать что-то новое? У вас уже есть понимание, что бы это могло быть дальше?
  • Мне интересно развиваться как художник в первую очередь, но у меня есть другие ответвления в виде кураторской деятельности или исследовательской деятельности. И для меня это тоже такая важная часть моего творческого пути. Несколько лет назад я выпустил энциклопедию уличного искусства Нижнего Новгорода. Это такое большое исследование, в которое вошла статья, в которой описывается становление локальной сцены с описанием формирования разных команд, разных фестивалей, выставок, которые проходили с 1980-х до 2020-го года. В будущем я надеюсь переиздать эту книгу, дополнить ее уже новыми событиями, которые происходят, организацией новых каких-то творческих объединений, разные фестивали происходят, и такие проекты мне интересны. Мне и в будущем хочется тоже заниматься не только каким-то личным ростом в сфере художественной сферы, но и заниматься исследовательской деятельностью, связанной тесно с уличным искусством, или заниматься кураторской деятельностью, как мы делали фестиваль «Место» (12+). Что-то подобное продолжать делать, потому что это, как мне кажется, помогает развитию вообще уличного искусства как в нашем городе, так и в России в целом.
Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Общество
Нижегородские Центры здоровья помогают обеспечить безопасность пациентов
С 15 по 21 сентября проходит неделя безопасности пациента и популяризации центров здоровья.
Спорт
Ольга Лизякина — о финальных стартах «Королевы спорта»
Нижегородская легкоатлетка дала интервью.
Эксклюзив
Нижегородские вузы назвали число поступивших на первый курс студентов
Среди поступивших есть иностранцы.
Эксклюзив
К 100-летию НиГРЭС: как началась электрификация Нижегородской области
6 сентября 1925 года произошел пуск НиГРЭС — Нижегородской государственной районной электростанции в Балахне. Это был один из первенцев советского плана по электрификации страны — ГОЭЛРО (сокр. от Государственная комиссия по электрификации России). Этой осенью ей исполнилось 100 лет. В честь знаменательной даты ИА «Время Н» углубилось в историю электрификации Нижегородской области.