Как казачки создавали и берегли семейный уклад
28 января 2026 года, 17:50
Женщине в казачьей семье отводилась особая роль, на неё возлагалась огромная ответственность.
Когда в XVIII веке на Дону начало развиваться земледелие, постепенно выросла важность женщины в хозяйственной жизни семьи. Её труд стал основным, в то время как мужчина, занятый военной службой, выполнял в основном те задачи, которые были не под силу женщине.
Донские казачки были известны своей самодостаточностью, свободолюбием, мастерством в рукоделии и любовью к порядку. Если муж уходил на службу, его жена автоматически становилась главной в семье. Во время войн женщины также брали на себя уход за всем скотом. Такие обязанности, как кормление, дойка и стрижка животных, полностью лежали на них. Кроме того, значимой частью семейного хозяйства были домашние ремёсла. Казачки выполняли всю работу, чтобы обеспечить семью материалами для пошива белья, штор, скатертей, а также одежды и обуви. Поэтому они сами изготавливали пряжу, ткани и кожу, пишет Life.ru.
«В некоторых кубанских станицах, находящихся в непосредственной близости от границы, существовала традиция, по которой глава семьи передавал власть хозяйке в случае его отсутствия или невозвращения с войны, эта норма закреплялась в обычном праве», — рассказала старший преподаватель кафедры истории России ФГБОУ ВО «Донецкий государственный университет» Наталья Старченко.
Особую роль в жизни казачек играли крепкие родственные связи. В отсутствие мужа, ушедшего на службу, женщина могла рассчитывать на помощь родни или соседок. Кроме того, жёны казаков нередко создавали неформальные сообщества для взаимной поддержки, чтобы вместе было легче переносить тяготы разлуки и бытовые трудности. Зачастую и полевые работы казачки выполняли сообща. Лишь к середине XIX века в обиход вошла практика нанимать на период полевых работ иногородних работников в помощь. Однако позволить себе это могли лишь самые зажиточные семьи.
Казачья семья отличалась строгой иерархией. В её основе лежали принципы домостроя и своеобразного «позитивного авторитаризма», подразумевающего безусловное главенство отца или старшего мужчины в роду.
«Ряд исследователей института казачьей семьи отмечает патриархальность внутрисемейных отношений в казачьих семьях вплоть до начала XX века, — комментирует Наталья Старченко. — Однако общественный и личный статус казачки подвергался изменениям в течение различных исторических периодов».
Внутренний порядок в семье регулировался вековыми обычаями. Семья имела чёткую патриархальную структуру, где женщина находилась в подчинении у мужчины.
Авторитет отца основывался не на страхе, а на глубоком уважении, которое питали к его житейской мудрости, справедливости и хозяйственной компетентности. Слово главы семьи было законом для всех домочадцев. Основой жизни на Запорожской Сечи была военная и промысловая деятельность, поскольку выжить и освоить степные просторы можно было лишь с оружием в руках. В условиях постоянной опасности женщина должна была быть не только заботливой матерью и умелой хозяйкой, но и обладать духом воина.
В ранний период существования Сечи образ казачки формировался в контексте сурового аскетизма запорожцев.
«Складывается впечатление, что женщин в низовьях Днепра либо вообще не было, либо было так мало, что они не оставили после себя исторического следа, достаточного для воссоздания образа женской активности. Разумеется, безбрачие запорожских казаков — это миф, потому что у каждого казака были мать, сёстры, любимые, невесты и жёны с детьми», — рассказала историк в материале издания «Российское казачество».
Сечь была военной организацией, и присутствие женщин в таком формировании рассматривалось как угроза дисциплине и порядку. Этот запрет касался не только казаков, но и всех посторонних, кто оказывался в казачьей столице. Несмотря на отсутствие формальных прав, их защищали в первую очередь, ведь они были хранительницами рода. Но женщины не могли, к примеру, участвовать в собраниях, а их «голосом» выступали отец, брат, атаман или крёстный, но казачки пользовались огромным почётом.
Поскольку жизнь казака была неразрывно связана со службой, в казачьих семьях сложились особые обряды, помогающие супругам сохранить связь во время долгой разлуки. Муж и жена обменивались небольшими подарками-оберегами: украшениями, крестиками, веретёнами или другими предметами, передававшимися по наследству.
На Дону и Волге существовал трогательный обычай проводов на войну. Перед отъездом жена подводила к казаку коня, держа поводья в подоле своего платья. По традиции, передавая их, она говорила: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и возвращайся с победой». Когда конь был уже готов к походу, жена сначала кланялась в ноги животному, прося его уберечь всадника, а затем родителям, чтобы те неустанно молились о спасении воина. После этого казак брал поводья, прощался с детьми, целовал каждого и просил мать принести ему чистой воды из колодца, к которой до этого никто не прикасался. Мать освящала её: крестообразно сыпала в воду соль и читала молитву «Отче наш». Затем она плескала воду вслед уезжающему сыну, прося Бога вернуть его домой невредимым. Сам воин садился в седло, снимал папаху, крестился в сторону дома и родных и уезжал к месту сбора. До его возвращения главой семьи становилась жена, которая в знак скорби и ожидания надевала на голову особый платок — «печальник». Снимала она его только в день возвращения мужа со службы.
Роль казачки — это история стойкости и верности. Связанные общими ритуалами и взаимной поддержкой, казачки были не просто хранительницами очага, но и настоящим стержнем всего рода, чья сила духа и преемственность ценностей остаются живым наследием и в современном мире.