Мост через века: история и настоящее метромоста в Нижнем Новгороде
25 июня 2025 года, 05:25
Новый инфраструктурный объект надолго улучшил транспортную доступность и качество жизни нижегородцев.

Этим летом на нижегородском метромосту запланирован ямочный ремонт. Процедура стандартная и необходимая — пришло время привести дорожное полотно в надлежащий вид. Сам же метромост в целом находится пока в нормальном состоянии. Объект сравнительно молодой, но с богатой историей.
От идеи до реализации
Проект нижегородского метромоста был разработан в 1987 году в рамках планов развития Нижегородского метрополитена. Изначально мост предназначался исключительно для метропоездов, движение автотранспорта по нему не предусматривалось.
Затруднило подготовительные работы общественное сопротивление. Так, еще в начале 1990-х годов против сноса домов на пути строительства и работ на территории площади Горького выступал тогдашний депутат Верховного совета РСФСР Борис Немцов, который позже стал первым губернатором Нижегородской области.
Строительство стартовало в 1992 году, однако велось с большими перерывами. Уже в 1995 году работы были приостановлены из-за отсутствия средств.
В 1999 году был разработан новый проект метромоста, в котором впервые предусматривалось автомобильное движение на верхнем уровне моста, что значительно усложнило конструкцию и увеличило стоимость работ.
С осени 2000-го по конец 2002 года велось строительство опор русловой части моста, но затем снова наступил период замедления из-за финансовых проблем, в том числе из-за отмены с 1 января 2003 года дорожного налога, что значительно сократило поступления в бюджет.
Ситуация изменилась после назначения губернатором Нижегородской области в 2005 году Валерия Шанцева. Он взял на себя обязательство завершить строительство моста, и с 2006 года работы активизировались: за год было построено два стальных пролёта. Финансирование увеличивалось из года в год; в 2007—2009 годах в общей сложности было выделено около 10 млрд рублей. Общая стоимость строительства составила около 14 млрд рублей.
4 ноября 2008 года губернатор лично закрутил последнюю гайку в конструкции моста, а в декабре того же года началась проходка тоннеля к станции «Горьковская». В 2009 году была открыта автомобильная часть моста, а в 2012-м — нижний ярус с путями метро и станцией «Горьковская», что позволило соединить обе части города метрополитеном.
Технические характеристики
Мост представляет собой двухъярусную конструкцию: верхний ярус предназначен для автомобилей, нижний — для поездов Нижегородского метрополитена на перегоне «Московская» — «Горьковская».
Общая длина мостового перехода с подходами составляет 6170 метров, включая русловую часть длиной 884 метра. Длина метропроезда — 1234 метра, автопроезда — 1344 метра.
Ширина моста — 18 метров. Число полос движения для автомобилей — 4. Максимальный пролёт — 144,5 метра.
Значение для города
Открытие метромоста и станции «Горьковская» в 2012 году значительно повысило пассажиропоток в Нижегородском метро — на 75%, а также снизило убыточность системы. Теперь жители нагорной части города получили удобный и быстрый доступ к метро, что улучшило транспортную доступность и качество жизни.
Пользователи отмечают, что метромост — крепкое и надежное инженерное сооружение, хотя архитектурно он не является выдающимся. Вечерняя подсветка придает мосту дополнительную привлекательность, но пешеходных тротуаров на нем нет, что ограничивает возможность прогулок по мосту.
В 2023 году проведено комплексное обследование конструкции и отремонтирована одна из опор моста. В целом, по оценке специалистов, мост находится в удовлетворительном состоянии, серьезных повреждений не выявлено. Для поддержания надежности и безопасности метромоста этим летом планируется проведение ямочного ремонта дорожного покрытия, а в ближайшие годы — ремонт деформационных швов и ревизия водоотводной системы.