12+ play pause
ПятницаПт, 9 декабря 09:00 16+
Сейчас -6 °C Днем -6…-5
USD$ 62,57 ▼-0,37 EUR 65,68 ▼-0,22

Нижегородское метро: сегодня и завтра

15 августа 2022 года, 14:55 Тема: Метро в Нижнем Новгороде  

В Нижнем Новгороде идет подготовка к строительству станции на площади Сенной.

Нижегородское метро: сегодня и завтра

На прошлой неделе появилось сообщение о том, что в Нижнем Новгороде заключили контракт на проектирование и строительство нового участка метро Сормовско-Мещерской ветки. Договор подписан с ГК «Моспроект-3», которая уже занимается продлением линии метро до станции Сенной в нагорной части Нижнего Новгорода.

Губернатор уверен, что их опыт позволит в сложных условиях городского трафика и плотности коммуникаций выполнить работы в установленные сроки. Стоимость проектирования и строительства нового участка Сормовско-Мещерской ветки составит 19,4 млрд рублей. Известно, что бюджету Нижнего Новгорода уже выделили 865 млн рублей на проектирование сормовской ветки. А это значит, что нижегородское метро обязательно продлят в сторону Сормова. Новая станция будет неглубокого заложения, протяженность нового участка составит 2,3 км. Заказчиком работ является МКУ «ГУММиД». Также стало известно, что решение по строительству станции «Варя» будет принято позднее, после проведения изыскательских работ.

В России на сегодняшний день метрополитен действует в семи городах. А в Волгограде работает скоростной трамвай, построенный по принципам метро. По факту же, полноценный метрополитен действует только в Москве. Сегодня в московском метро действует более 260 станций. Только за один год в московском метро вводят в строй больше станций, чем во всех российских метрополитенах вместе взятых за 12 лет. Только московское метро считается безубыточным, все остальные нуждаются в дотациях. Московское метро формирует свои доходы не только за счет стоимости проезда, но и за размещение рекламы на своей территории и в метропоездах.

Нижегородское метро с 16 станциями занимает третье место среди российских метрополитенов вслед за Москвой и Санкт-Петербургом. Но основным критерием работы любого метро является все-таки перевозимый пассажиропоток. К сожалению, по этому показателю с цифрой 32,5 млн человек в год, наш метрополитен занимает пятую строчку, уступая, например, Новосибирску, с его 80-ю млн пассажиров в год. Причина низкого пассажиропотока кроется в принципах, заложенных при строительстве региональных метрополитенов, в российских городах-миллионниках. Все они крупные промышленные центры, в них находились гигантские предприятия, на которых работали сотни тысяч работников. Стояла задача подвоза рабочих на предприятия из спальных районов.

Сегодня ситуация изменилась. Прежде всего, изменилась структура экономики. Всё большее количество людей переходят из сферы реального сектора экономики, промышленности в сферу услуг. Сегодня уже сложно найти предприятия с численностью работников порядка ста тысяч и более. А ведь менее 40 лет назад это было нормой для крупных нижегородских предприятий — ГАЗ, Красное Сормово и других. Сегодня по пишут в открытых источниках, на «ГАЗе» работает больше 20 тысяч человек.

И те линии метро, которые должны были связывать центр города с удаленными производствами, такими как «ГАЗ» оказались не так нужны. Структура ежедневной миграции населения в крупных городах принципиально изменилась. В результате существующие линии метро перестали отражать реальные пассажиропотоки. Дополнительно осложняет транспортную ситуацию в городе рост числа личного автотранспорта.

Ситуацию может исправить развитие нижегородского метро в сторону существующих напряженных пассажиропотоков. Сегодня города развиваются, площадь городов прирастает новыми территориями и новыми жилыми кварталами. Для нашего метрополитена актуальны два направления развития линий метро. Первое направление — наличие линии метро в верхней части города, что позволит объединить территорию города на двух берегах. Ведь, не случайно, до сих пор многие нижегородцы, проживающие в заречной части города, собираясь посетить верхнюю его часть, говорят: поеду в город. То есть историческое разделение Нижнего Новгорода на два города в сознании многих горожан продолжает существовать.

Безусловно, сегодня, особенно в ходе подготовки к юбилею города в чем-то это разделение уже удалось преодолеть, но наличие только одной станции в верхней части города существенно снижает пассажиропоток в метро.

Одновременно, необходимо понимать, что если ограничить развитие нижегородского метрополитена этими четырьмя станциями, то проблема транспортной мобильности горожан решена не будет. Все основные современные жилые (так называемые, спальные) районы оказываются далеко за пределами линий метрополитена. А в каждом из них проживают десятки тысяч человек. Обеспечить скоростной комфортный подвоз такого количества людей до узлов пересадок в районе станций метро силами наземного транспорта очень сложно, если не невозможно.

Мне уже приходилось писать, что частично было бы возможно решить проблему через активное развитие трамвайного движения. Тем более, что сама география нашего города позволяет это сделать. Например, вдоль правого берега Оки и Волги от Новинок до Афонино. Только необходимо выстроить наземную линию, вынесенную за пределы автодорог. Хороший пример дает, например, Москва, где уже многие линии и станции метрополитена построены наземным образом. В нашем случае, такие линии трамвая, обеспечили бы скоростное и безопасное движение. Есть же, например, в Крыму троллейбусный маршрут вдоль южного берега Крыма: от Севастополя до Ялты.

Есть еще одна проблема в существующей схеме нашего метро. Согласитесь, что поездка из Сормово на Автозавод через железнодорожный вокзал не относится к числу самых оптимальных. Поэтому уже сегодня слышны предложения соединить отдельным перегоном станцию Парк культуры и Сормовскую, фактически закольцевав линии нашего метро в нижней части города. Без этого, будет сложно «выманить» нижегородцев из личных автомобилей. Мировой опыт доказывает, что решить проблему перегруженности мегаполисов частным транспортом, можно только через максимальную оптимизацию и комфортность общественного транспорта. Более того, в целом ряде европейских столиц, общественный транспорт стал бесплатным. И население этих городов стало отказываться от использования личного автомобиля для ежедневных поездок.

Не будем гадать о перспективных направлениях развития линий метро и формах их реализации, например, через метротрам. Метротрам — это гибрид метро и трамвая. Одним из вариантов такого гибридного транспорта является скоростной трамвай в Волгограде. Там трамваи идут по тоннелям, построенным по стандартам метро (действуют пять подземных станций). Такой же вариант, насколько мне известно, рассматривается в Челябинске, вместо строительства классического варианта метро. Дело в том, что в Челябинске, Красноярске и Омске успели построить по одной станции до остановки строительства местных метрополитенов. Вопрос о возобновлении строительства, руководители этих регионов говорят постоянно, но положительного решения до сих пор нет. Строить метро за счет местных бюджетов слишком дорого. А федеральный бюджет пока также не может выделить необходимые средства на строительство сразу нескольких метрополитенов.

Именно поэтому, сегодня Нижний Новгород единственный город, где возобновлено строительство метрополитена. Пока, как известно речь идет о четырех станциях. Но даже их появление, по оценкам специалистов, способно увеличить пассажиропоток в 2.5 раза, доведя его до 86 млн человек в год. Но даже такой пассажиропоток, как я подчеркнул выше, не в состоянии обеспечить окупаемости этого вида транспорта. Для прогнозных предложений возможного развития линий метро в будущем, необходимо изучить и выявить наиболее загруженные пассажиропотоки. Вот именно там и надо будет развивать линии нижегородского метрополитена.

А пока радуемся, что на сегодняшний день среди не столичных городов с метро, только в нашем городе процесс строительства новых станций активно развивается. Напомню, первоначально планировалось строительство новых станций последовательно: сначала до Сенной, а потом и до Сормово. Как видим, реально идет процесс параллельного строительства. Работы по строительству станций до площади Сенной уже начаты. Контракт на проектирование и строительство нового участка метро Сормовско-Мещерской ветки также уже заключили. Предполагается, что проектные работы будут выполнены до конца текущего года. А это позволяет надеяться, что уже в следующее году начнутся работы по строительству станции Сормово. Думаю, что это связано с тем, что подрядчик строительства один на обеих линиях. Поэтому, по мере пробивки тоннелей в верхней части города, освобождающиеся проходческие щиты смогут быть перемещены в Сормово. Подрядчик в этом случае прямо заинтересован в непрерывности работ.

Строительство новых станций, это реализация многолетней мечты нижегородцев. Уверен, что метро в нашем городе будет постепенно развиваться и дальше. Ведь метро начинают строить, но никогда не заканчивают его строительство.

Автор: Александр Суханов



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Общество
Миф или реальность? Как экономить на поездках в транспорте
Общество
Елена Дзюба: «Хорошо, если преподаватель РКИ владеет родным языком ученика, но злоупотреблять этими знаниями в учебной коммуникации не стоит»
Профессор Мининского университета рассказала об особенностях преподавания русского языка как иностранного.
Эксклюзив
«Большие писатели малой Родины»: к 120-летию со дня рождения Николая Кочина
В 2022 году исполнилось 120 лет со дня рождения одного из самых известных писателей-нижегородцев Николая Ивановича Кочина. В рамках литературно-краеведческого проекта нижегородского Союза журналистов представители СМИ, библиотек и музеев побывали в Дальнем Константинове, на малой Родине именитого прозаика, романы которого пользуются популярностью и по сей день.
Общество
Екатерина Ермолаева: к собаке-спасателю, как и к его проводнику, много требований
Недавно, 5 декабря, в России и по всему миру отмечался День добровольца. Корреспондент ИА «Время Н» побеседовал с руководителем кинологического подразделения добровольческого поисково-спасательного центра «Рысь» Екатериной Ермолаевой.