Выставка «Вечное барокко. Из XVII в XXI век» начала свою работу в нижегородском Арсенале
25 декабря 2025 года, 15:49
Посетителям предлагают познакомиться с наследием великих мастеров прошлого и с работами современных российских художников.
Фото: Ольга Ковалева
Выставка «Вечное барокко. Из XVII в XXI век» (0+) начала свою работу в Волго-Вятском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Экспозицию, где прослеживается связь мотивов искусства XVII-XVIII столетий и современности, посетил корреспондент ИА «Время Н».
В ходе пресс-показа в Арсенале кандидат искусствоведения, начальник отдела региональных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор выставки Дарья Колпашникова призналась представителям СМИ, что для нее данный проект стал одним из самых сложных и масштабных вызовов.

«Я обратилась к барокко не только как к западноевропейской художественной визуальной традиции, но и к тому, как оно трансформируется в разных контекстах. Здесь рассказывается о барокко, который зародился в Италии в конце XVI века, как о роскошном стиле, иногда доходящем до излишеств, и в то же время масштабном, охватившем умы, в том числе и в России», — подчеркнула она.
Погрузиться в образность барокко позволяют произведения, апеллирующие к чувствам человека — зрению, вкусу, слуху, обонянию и осязанию.
«На гравюрах из собрания Пушкинского музея изображены аллегории пяти чувств — назидательные метафорические вариации на тему, распространенную в изобразительной традиции XVII-XVIII веков. Барокко — чувственное искусство, поэтому различные органы чувств на данной выставке становятся для нас блоками, через которые мы сможем „ощутить“ эпоху», — рассказала специалист Колпашникова.
Архитектурное решение экспозиции подготовлено нижегородским бюро [MISH] studio, не первый раз сотрудничающим с ГМИИ им. А.С. Пушкина.

«Руководитель бюро Миша Маслов предложил для нас анфиладу залов со свободным полетом, где все же некоторые детали архитектуры отсылают к стилю барокко. Посетителям следует обратить внимание на округлые формы, обнимающие залы, на отдельно стоящие стенки, которые оттенками похожи на переливы золотой рамы. Здесь также присутствует градиент, посетители будут идти к свету, который напоминает, что барочное искусство создавалось, прославляя бога, правителя, потенциал человека, его идеалы и знания. Архитектура получилась лаконичной. Нам не хотелось создавать какие-то нагромождения, которые будут восприниматься как фейк, а не как способ говорить о культуре и искусстве», — отметила она.
Экспозиция выстраивается как своеобразный диалог между эпохами: в одном пространстве можно познакомиться с наследием великих мастеров прошлого — Рембрандта Харменса ван Рейна, Яна ван Бейлерта, Антониса ван Дейка, Джузеппе Галли Бибиены, Стефано делла Беллы — и с работами современных российских художников: Алины Глазун, Владимира Грига, Устины Яковлевой, арт-группы «Провмыза» и других, вдохновленными эстетикой барокко.


«На выставке представлены произведения из коллекций Российского национального музея музыки, музея-заповедника „Царицыно“, Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, Нижегородского художественного музея, галереи „Триумф“, частных коллекционеров и так далее. Также можно увидеть работы современных художников, которые перекликаются с барочной темой, и демонстрируют то, что многие аспекты барокко созвучны тому, что происходит с нами сейчас», — заметила кандидат искусствоведения.
В частности, Дарья Колпашникова обратила внимание журналистов на скульптуру из коллекции Пушкинского музея, изображающую Богоматерь с младенцем на руках. По ее словам, она выполнена в объемном решении, характерном для искусства эпохи барокко (сложные складки и завитки, вихрь воздуха…).

И, например, работа современного художника Константина Батынкова, который осмысляет свою античность через вихрь, то есть он продолжает революцию барочных художников.

Неожиданным станет увидеть на выставке хохлому, которую также называли золотом староверов, и портрет музыканта Виктора Цоя.


«Объект, сделанный с использованием олова, но имитирующий золотое покрытие, был вдохновлен традицией оформления барочных церквей. Не так много памятников в Нижегородской области связано с искусством барокко. В Нижнем Новгороде, пожалуй, в первую очередь — это Рождественская церковь. Что касается Цоя, то если бы он жил в XVII веке, то история этого драматического персонажа могла бы стать основой для барочного романа или оперы. По крайней мере, мне так кажется», — пояснила Дарья Колпашникова.
Любители селфи могут вглядеться в манящее большое зеркало художницы Александры Пацаманюк. Она обращается к приемам, которые были знакомы венецианским стеклодувам XVII-XVIII веков.

На выставке также можно познакомиться с приемами организации сценического пространства и архитектуры XVII-XVIII веков, увидеть, как в зависимости от освещения меняется облик скульптуры, услышать звуки виоли д’амур — одного из распространенных в эпоху барокко музыкальных инструментов.


«Одна из ярких фотографий экспозиции отсылает к зрелищу, которое состоялось недавно в Нижнем Новгороде. В Театре оперы и балета была премьера спектакля „В состоянии аффекта“ (12+), созданного режиссером и художницей Александрой Фроловой. Она уже давно работает с костюмами из латекса и воспринимает их как структуру. Очень барочная тема, это пример того, как зрелище может стать вдохновением сквозь время», — рассказала Дарья Колпашникова.
Кроме того, посетители могут ощутить ароматы, окружавшие людей тех времен — пчелиный воск, сандал, пачули, ладан и так далее. В каждом тематическом блоке есть специальные ящики, их можно открыть и понюхать. Запахи так или иначе коррелируют с темой.
Экспозиция завершается эффектной кульминацией, характерной для барочных постановок. В последнем разделе «Обоняние» рассказывается про неуловимое — про религиозные сюжеты, веру в чудо и мистификацию.

«В частности, работа Дмитрия Сироткина рассказывает о том, что может случаться с барочной архитектурой, если обращаться с ней небрежно. И останется только надежда на ее преображение, на ее возвращение к той самой торжественной форме. Это искусство требует ухода, внимательности и вдумчивого подхода, иначе превратится в ничто. Современные художники могут вдохновляться искусством барокко и давать ему новые силы. Например, особенной интонацией пропитана работа нижегородской арт-группы «Провмыза» — «Сколько ягод — столько и женщин», — резюмировала начальник отдела региональных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина Дарья Колпашникова.

Выставка «Вечное барокко. Из XVII в XXI век» вслед за масштабным трехчастным проектом «Названо Вазари. Готика. Возрождение. Маньеризм» (62+), проходившим в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2021—2024 годах, продолжает знакомить зрителей с важнейшими вехами в истории искусства и приглашает к осмыслению их концепций. Она будет работать до 29 марта 2026 года по адресу: г. Нижний Новгород, Кремль, корпус 6.
Добавим, что выставка сопровождается обширной просветительской программой (6+): зрители смогут посетить лекции ведущих специалистов Пушкинского музея, экскурсии, встречи читательского клуба, детские мастер-классы и тематические прогулки по выставке.
Напомним, ранее в Нижнем Новгороде открылась выставка «Нижний в объективе: история в фотографиях» (6+).
Автор: Ольга Ковалева