Выставка «Осень поэта: о гении и месте» торжественно открылась в Большом Болдине
6 июня 2025 года, 17:42
Проект создан совместно с Всероссийским музеем А.С. Пушкина.

Фото: Ольга Ковалева
Выставка «Осень поэта: о гении и месте» (0+) торжественно открылась в Государственном литературно-мемориальном и природном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Болдино» 6 июня. Об этом сообщает корреспондент ИА «Время Н», посетивший экспозицию.
По словам министра культуры Нижегородской области Натальи Сухановой, данный проект создан совместно с Всероссийским музеем А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург).
«Выставка „Осень поэта: о гении и месте“ — первый серьезный проект со Всероссийским музеем А.С. Пушкина, который показывает как дружны литературные музеи. Она не просто знакомит посетителей с феноменом Болдинской осени, самого продуктивного периода в жизни Пушкина-творца, но и раскрывает тему взаимодействия гения и пространства, вдохновляющего его на творчество. Посетители смогут увидеть работы художников 1930-х годов, которые к 100 летию со дня смерти поэта Пушкина решили дать переоценку его творчества или снова им вдохновиться», — рассказала Наталья Суханова.
Директор Государственного литературно-мемориального и природного музея-заповедника А.С. Пушкина «Болдино» Нина Жиркова рассказала, что подготовка к выставке длилась два года.
«В этом небольшом пространстве разместилось более 140 экспонатов, большая часть из которых предоставлена Всероссийским музеем А.С. Пушкин. Кроме того, партнерами проекта стали Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник и Нижегородский государственный художественный музей. Мы имеем счастье видеть живописные полотна в разных техниках и на различные сюжеты. Предполагаю, что не менее 30 тысяч человек посетят экспозицию до конца октября», — заметила Нина Жиркова.
Выставка условно разделена на три основные части:
- «поэт», где мы видим изображения самого Пушкина;
- «место» — виды болдинского имения;
- «творчество» — иллюстрации к произведениям, созданным в Большом Болдине в 1830, 1833 и 1834 годах.
Живописный раздел выставки представлен портретами А.С. Пушкина кисти таких корифеев, как Николай Ульянов, Петр Кончаловский и Василий Шухаев.
В графическом разделе зрителей ждет встреча с работами Дмитрия Кардовского, Артура Фонвизина, Дмитрия Митрохина, Георгия Савицкого, Ореста Верейского и других известных художников.
Торжественное открытие выставки «Осень поэта: о гении и месте» посетил народный артист РФ, актер театра и кино Сергей Безруков.
«Большое Болдино — святое место для любого человека, а имя Александра Сергеевича Пушкина в наше время стало нарицательным. Рад, что музей-заповедник развивается. Сейчас внимание к пушкинскому наследию растет, поэтому фестиваль „Пушкин без границ“ (0+) должен быть ежегодным. Есть такая пословица: „Что имеем — не храним, потерявши — плачем“. Все, что связано с русским языком, с русской культурой нужно беречь и хранить. Призываю всех: давайте вместе сохраним Пушкина для последующих поколений», — заявил Сергей Безруков.
Напомним, что сегодня в Большом Болдине открылся II Большой Международный фестиваль «Пушкин без границ» (0+). Он будет проходить с 6 по 8 июня и включит в себя показы спектаклей, концерты, экскурсии и другие активности.
Справка
Впервые в родовое имение из Москвы осенью 1830 года А.С. Пушкин приехал, чтобы вступить во владение частью сельца Кистенева, заложить крестьян в опекунский совет под проценты и получить необходимые деньги для свадьбы с Натальей Гончаровой.
Уезжая в Болдино, Пушкин не предполагал, что его пребывание там затянется на долгих три месяца. В это время в России свирепствовала холера. До Болдина она не дошла, но путь в Москву Пушкину преградила: все дороги были перекрыты карантинами.
Именно здесь, в Болдине, поэт нашел идеальные условия для творчества. Первое болдинское произведение было закончено уже 7 сентября. Это стихотворение «Бесы». В этот же период из-под пера Пушкина вышло около 50 произведений, которые можно считать вершиной его творчества.
К моменту второго приезда в Болдино в октябре 1833 года Пушкин уже женат. Он путешествовал по стране, собирал материал для написания истории Пугачева. 17 августа Пушкин отправился в путь через Нижний Новгород, Казань, Оренбург и казачий городок Уральск. Второе посещение Болдина завершало поездку Пушкина по местам Пугачевского восстания. Он путешествовал полтора месяца, а в Болдино 1 октября заехал с единственной целью — сочинять.
Осень 1833 года стала также весьма плодотворной и значительной, как и осень 1830 года. Кроме «Истории Пугачева», будет написана поэма «Медный всадник», повесть «Пиковая дама», «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и другие произведения, ставшие итогом художественных исканий Пушкина начала 1830-х годов.
Его визит 1834 года связан, прежде всего, с хозяйственными вопросами — нужно было разобраться с накопившимися делами и долгами. К этому времени старый господский дом сильно обветшал и по решению управляющего производился ремонт, который был закончен только в 1835 году. Жить Александру Сергеевичу пришлось на одной из половин вотчинной конторы.
Пушкин много времени проводил, общаясь с управляющим, разбирая документы и рассматривая жалобы от крестьян. За всеми этими делами поэт так и не смог «расписаться».
Судя по всему, Пушкин привез с собой черновые наброски «Капитанской дочки». Пытался он вернуться и к автобиографическим запискам, начатым в молодости и сожженным после декабря 1825 года. Но ему не работалось. Единственное оконченное болдинское произведение той осени — это «Сказка о золотом петушке».
Автор: Ольга Ковалева