ВоскресеньеВс, 9 ноября 07:47 16+
Сейчас  °C
USD$ 81,23 EUR 93,84

Религиозную живопись и графику Виктора Васнецова представили в Нижнем Новгороде

25 октября 2025 года, 07:22

В экспозиции — более 100 уникальных произведений автора.

Религиозную живопись и графику Виктора Васнецова представили в Нижнем Новгороде

Фото: Ольга Ковалева

Выставка «Виктор Васнецов. Радость праведных. Религиозная живопись и графика» (6+) торжественно открылась в Манеже Нижегородского кремля в пятницу, 25 октября. На ней побывал корреспондент ИА «Время Н».

Экспозиция создана совместно Нижегородским государственным художественным музеем и Государственной Третьяковской галереей. Партнером проекта выступил Государственный исторический музей.

Выставка, идея которой возникла год назад, стала первым в регионе масштабным проектом, полностью посвященным религиозной живописи и графике выдающегося русского художника Виктора Васнецова.

В экспозиции представлено более 100 уникальных произведений автора, отражающих идеи и смыслы христианской веры, глубину, красоту и духовность православного искусства. Она раскрывает художника, известного как автора исторических полотен и создателя сказочно-былинного жанра в русском искусстве, как одного из самых крупных мастеров русской церковной живописи.

По словам куратора выставки Ольги Елкиной, в основе архитектурно-художественной концепции выставки «Радость праведных» — идея передать атмосферу «мастерской» художника. Все представленные на выставке работы — это, по своей сути, промежуточные произведения Виктора Васнецова, созданные в процессе подготовки к росписям храмов.

В основе выставки — произведения из собрания Государственной Третьяковской галереи. Это живописные полотна, картоны, графические листы, эскизы, созданные Васнецовым в 1880—1910-х годах во время работы над оформлением собора святого князя Владимира в Киеве, Александра Невского в Варшаве, Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном, храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге, церкви Спаса Нерукотворного в усадьбе Абрамцево. Созданные художником в 1890-е годы образы во Владимирском соборе в Киеве стали эталоном русского религиозного искусства конца XIX — начала XX века (эпохи модерна).

«Виктор Васнецов расписал Владимирский собор, посвященный 900-летию крещения Руси и ее крестителю — святому равноапостольному князю Владимиру. Сделанные им росписи стали огромным явлением не только в нашей стране, но и в мире. Работа художника в этом храме считается его прорывом к религиозной живописи, творческой вершиной, которую он достиг. Сам же он признавался, что это попытка современного человека увидеть божий мир. Он создал иконографию святых и исторических деятелей. И для него это не просто случайные люди, а те, кто создал наше с вами государство», — рассказала главный научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала ХХ века Третьяковской галереи, куратор проекта «Васнецовы. Связь поколений» (6+) Ольга Атрощенко.

В ходе беседы с журналистами специалист также обратила внимание на то, что в росписях заложены такие идеи, как крещение Руси, жертва и спасение, поиск женского идеала, который он находит в образе Богородицы, тема Страшного суда и Апокалипсиса.

Одним из ключевых экспонатов стал триптих «Евхаристия» из постоянной экспозиции Государственного исторического музея, выполненный в 1911 году для Варшавского собора и имеющий большую ценность для истории новой русской религиозной живописи начала XX века.

«Здесь представлена Альфа и Омега религиозной живописи Виктора Васнецова. Альфа — Владимирский собор в Киеве, а Омега — собор Александра Невского в Варшаве. Можно сказать, что с точки зрения монументальной росписи, это последний его значимый проект. Сегодня в Нижнем Новгороде представлена уникальная возможность увидеть в таком объеме раздумья мастера на религиозные темы», — пояснила хранитель фонда живописи второй половины XIX века Государственного исторического музея Анастасия Васильченко.

По ее словам, большой картон «Евхаристии» для Варшавского собора, который, как и многие работы Васнецова, не выставлялся весь ХХ век.

«Только в 2009 году работа была отреставрирована, и сейчас для этой выставки впервые покинула постоянную экспозицию Государственного исторического музея», — отметила Васильченко.

Собрание Нижегородского художественного музея представлено картоном «Крещение князя Владимира» для Владимирского собора в Киеве.

Самым масштабным экспонатом выставки являются эскизы росписи барабана главного купола Владимирского собора в Киеве «Радость праведных о Господе». Специально для того, чтобы дать посетителям возможность воспринимать эту композицию на уровне глаз, в Манеже впервые был построен балкон-подиум, на который может подняться каждый желающий.

«У нижегородцев есть потрясающая возможность прикоснуться к масштабной работе, которую провели специалисты, готовя эту выставку. Все эти картины, графика, эскизы великого художника — не просто часть нас, это и есть мы. Уверен, что нижегородцы приоткроют для себя художника Васнецова с другой стороны», — сказал на торжественном открытии выставки в Манеже заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович.

Заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Юденкова, в свою очередь, сообщила, что такого рода проекты — большая редкость, так как ранее экспонирования храмовой росписи Васнецова фактически не было.

«У данной выставки в Манеже есть свое лицо — необычное, особенное, это очень знаменательный проект, который был рожден и исполнен на большом вдохновении. Здесь введен целый ряд вещей, которые не экспонировались ни в Русском музее, ни в Третьяковской галерее. Здесь каждый для себя человек сделает какие-то открытия. Выставочное пространство очень интересно решено, присутствуют экспозиционные инновации. Проект получился интересным, надеюсь, что он будет успешным», — сказала она.

«Уверен, что эта выставка станет очень важной в этапах развития нашего музея. И в целом будет идеально полезной, потому что таких проектов практически никогда никто не создавал в такой концентрации», — добавил генеральный директор Нижегородского государственного художественного музея (НГХМ) Роман Жукарин.

В течение всего периода работы экспозиции в рамках параллельной программы выставки в детской зоне можно будет посетить интерактивное тематическое занятие «Арт-реконструкция» (12+), специально разработанное отделом музейных программ НГХМ.

Программа полуторачасового занятия состоит из двух частей: экскурсии по выставке и интерактивного задания. Чтобы в игровой форме исследовать роль Виктора Васнецова в создании храмового интерьера участники примерят на себя такие профессии, как лингвист, художник, архитектор-реставратор, культуролог и религиовед.

Выставка будет открыта для посещения до 25 января 2026 года. Доступна по «Пушкинской карте» (12+). 4 ноября, в День народного единства и праздник Казанской иконы Божьей Матери, вход будет бесплатным.

Ранее сообщалось, что открытие филиала Русского музея в Нижегородском кремле отложено на неопределенный срок.

Автор: Ольга Ковалева

Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Общество
Опубликованы фото празднования Дня народного единства в Нижнем Новгороде
В центре города прошло масштабное праздничное шествие.
Наука и технологии
Тимур Асланов: при работе с ИИ нужно оставаться «режиссером»
Эксперт рекомендовал использовать платные модели нейросетей.
Общество
Онколог Андрей Федунь рассказал, как избежать рака лёгкого
С 3 по 9 ноября проходит неделя профилактики рака легких.
Культура
Первая оперная премьера сезона: в Нижегородском театре оперы и балета прозвучит «Риголетто» Верди
С 6 по 9 ноября в Нижнем Новгороде состоится премьера оперы «Риголетто» (12+) Джузеппе Верди. Постановка Сергея Новикова создана Нижегородским государственным академическим театром оперы и балета имени А.С. Пушкина совместно с Красноярским театром оперы и балета имени Д.А. Хворостовского. 1 ноября в ходе пресс-конференции журналистам рассказали о том, как происходило производство нового спектакля.