ЧетвергЧт, 13 ноября 13:59 16+
Сейчас  °C
USD$ 81,29 ▼-0,07 EUR 94,19 ▼-0,01

Определен топ-15 навыков и компетенций специалистов, работающих на технологическое лидерство страны

25 сентября 2025 года, 09:51

Определен топ-15 навыков и компетенций специалистов, работающих на технологическое лидерство страны, сообщает АНО «Национальные приоритеты».

Они собраны в экспертном докладе на тему «Новые кадры для технологического лидерства: «вызовы и решения». Рейтинг основан на опросе более 1000 экспертов, представляющих государственные, общественные организации, бизнес и образование. В подготовке самого доклада участвовали 22 эксперта, в том числе и представители Государственного Совета РФ, проанализировавшие уровень подготовки в средней школе, СПО и высшем образовании для технологического лидерства: они отметили трудности и предложили пути их преодоления.

Эксперты пришли к выводу, что в первую очередь необходимы аналитическое мышление (1 место и 4.58 балла), способность к обучению и адаптации (4.50), критическое и стратегическое мышление (4.46), а также способность рассуждать логически (4.42) и решать проблемы (4.41). Причем развивать их нужно тем, кто занят и в инновационных отраслях, и в консервативных. По мнению экспертов, этим компетенциям обучать не менее важно, чем профессиональным навыкам.

Также важны: умение учиться и переобучаться, принятие решений на основе данных, внимание к деталям, системное мышление, командная работа, креативное мышление, умение доносить сложные идеи просто, глобальное мышление, навыки ведения переговоров.

Авторы доклада подчеркнули, что основной запрос общества к средней школе — это программы, в большей степени ориентированные на практику. Профориентации школьников мешает размытость карьерных ориентиров и недостаточно развитая навигация в мире профессий. Это отражается затем и на системе высшего образования.

Анализируя задачи, актуальные для вузов, авторы доклада отметили, что часть студентов прерывает обучение. В 2024 году, например, отчислились 32% тех, кто учился на инженерных направлениях. Возможно, у абитуриентов неясное представление о тех специальностях, на которые поступают. В итоге они делают выбор в пользу другого вуза или другой профессии уже в процессе обучения.

Среди вузов эксперты отметили качественный разрыв между подготовкой в топовых и «всех остальных» вузах.

Авторы предлагают решения и для всей системы образования, и для каждой ступени.

В целом необходимо преобразовать единую систему образования в сторону более явного формирования карьерных и жизненных траекторий у молодых людей. Это должно происходить одновременно с расширением практики дуального обучения — теорию в учебном заведении сочетать с практикой на предприятии. Важно усилить практическую составляющую и в средних школах, например, внедрить систему STEM, объединяющую ключевые области знаний — науку, технологии, инженерию и математику — с междисциплинарными форматами, с акцентом на исследования и эксперименты.

Нетривиальным оказалось также то, что вырастить настоящего ученого или инженера невозможно без опоры на специально проработанную систему ценностей, именно она создает опору для прорыва в будущее. Важное место в этой системе ценностей занимает патриотизм, в том числе направленный на достижение технологического лидерства.

В системе высшего образования также необходимо усиливать практическую составляющую обучения. В вузах для этого создают высокотехнологичные лаборатории. Профессиональной самореализации студентов поспособствует поддержка их проектной и предпринимательской активности. Эксперты также призывают активнее интегрировать в учебный процесс новые технологические решения — использовать нейросети, симуляторы, цифровые платформы.

Смотрите также
Рекомендуем
Спорт
Джеффри Монсон провёл мастер-класс для спортсменов в Нижнем Новгороде
Его участником стал министр спорта региона Дмитрий Кабайло.
Эксклюзив
Давид Манукян: «Армянская и русская культуры имеют глубокие и многогранные связи, сложившиеся исторически»
Председатель студенческого армянского культурного центра НГЛУ «Вохчуйн», стажер Центра европейских и евразийских правовых исследований ННГУ им. Н.И. Лобачевского Давид Манукян рассказал корреспонденту ИА «Время Н» о национальных традициях армянского народа, о молодежных проектах и инициативах в рамках развития армянской культуры на территории Нижегородской области.
Общество
Эндокринолог Наталья Подпругина: диабет стремительно «молодеет»
Врач рассказала, что можно и чего нельзя при сахарном диабете.
Общество
Надежда Шевелилова: «Губернатор Глеб Никитин заинтересован в развитии писательского сообщества»
Директор Нижегородского отделения Союза писателей России рассказала о планах и задачах организации.