Маркетплейсы: как не купить бракованный товар и правильно его вернуть. Рекомендации покупателям дал Роспотребнадзор
17 сентября 2025 года, 10:58
Ведомство прокомментировало самые частые жалобы клиентов.
В Самарском Роспотребнадзоре рассказали, как действовать покупателю, если при заказе товаров в маркетплейсе площадка нарушает его права. Об этом пишет sovainfo.ru.
Если маркетплейс оформляет по умолчанию платный возврат товара надлежащего качества, то он действует в рамках закона, пояснили в ведомстве. Но это действие стоит называть по-другому — это обратная доставка товара.
Ведомство аргументирует это статьей 25 Закона РФ от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей», которая гласит: покупателю предоставлено право на отказ от товара, за реализацию которого взимание платы не допускается, а вот расходы продавца на транспортировку «отказного» товара надлежащего качества возврату не подлежат. Вместе с тем пункт № 23 правил продажи товаров, которые установило Правительство РФ 31 декабря 2020-го, уточняет: расходы за возврат товара надлежащего качества определяются офертой.
Если покупатель выявил недостаток товара в примерочной, а ПВЗ отказывается оформить возврат, это также в рамках правил маркетплейсов и торговли в целом. Потребителю рекомендуется вскрыть упаковку и проверить товар на предмет целостности, отсутствия брака и правильного вложения в момент получения в присутствии сотрудника пункта выдачи заказов, не покидая клиентскую зону и не заходя в примерочную кабинку. После вскрытия упаковки и проверки товара в присутствии сотрудника ПВЗ потребитель вправе осуществить примерку без ограничения по времени. При этом важно отметить, что агрегатор (маркетплейс) ограничен в ответственности за производственное качество товара, поэтому решать вопрос о возврате бракованной вещи нужно непосредственно с фирмой, чей магазин представлен на площадке.
В Роспотребнадзоре также сообщили, что с 1 октября 2026-го в случае обнаружения недостатков в товаре, который приобретен через цифровую платформу (закон от 31 июля 2025 года), маркетплейс обязан обеспечить техническую возможность для клиентов предъявить требования напрямую продавцу.
Все тот же закон о защите прав потребителей обязует бизнесменов возвращать деньги за некачественный товар, а также возмещать убытки, которые из-за этой ситуации возникли. В их числе — расходы на доставку.